Орочи

Оседлый народ, называющий себя орочисэл, живёт в Хабаровском крае. До появления СССР находились на первобытном уровне развития.

Орочи — малая народность, проживающая в России на территории Ванинского района Хабаровского края.
На территории Ванинского района проживает малая народность — орочи. Эти люди, надолго задержавшиеся на стадии первобытно-общинного строя, были вырваны с приходом Советской власти из последовательной цепи развития и сразу перешли к цивилизованному образу жизни. Но наследие предков бережно сохраняется современными потомками этого небольшого народа. Орочи, будучи отрезанными от всего мира, долгое время оставались в стадии первобытно-общинного строя. Это послужило причиной появления и формирования особой религии, которая сочетала в себе три различных компонента: тотемизм, веру в духов и шаманизм.

Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство. Оружием охоты служили лук со стрелами, копьё, ставились ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в 19 веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.
Традиционные ремёсла — кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали. У Орочей было развито ездовое собаководство.
Современные орочи работают в сельском хозяйстве, занимаются традиционным охотничье-рыболовецким хозяйством, заняты в леспромхозах, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Одежда (мужская и женская) — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины — ватную или меховую шапку. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.

Перспективы развития орочей как этнической общности в XXI веке не внушают оптимизма. Начиная с 60-х годов, определяющую роль в этнических процессах играет ассимиляция. Характер и направление этих процессов мы видели на примере уменьшения роли родного языка. Не менее красноречива и такая цифра: в настоящее время из общего числа рождающихся орочей у 90 % отцы являлись представителями другой национальности, преимущественно русскими. Следует признать, что уже через несколько лет чистых орочей (по крови) скорее всего не будет. Правда, несмотря на высокую ассимиляцию, этническое самосознание орочей сохраняется, однако сохранится ли эта тенденция в будущем и как долго сказать сегодня трудно. В целом можно констатировать, что орочей как этнической системы уже не существует. Есть несколько разрозненных групп с этнонимом «орочи», которые идентифицируют себя не столько со своей этнической общностью, сколько с общностью всех коренных малочисленных народов края.

Источники:
http://www.raipon.org/Народы/НародыСевераСибирииДальнегоВостокаРФ/Орочи/tabid/395/Default.aspx
http://letopisi.ru/index.php/Орочи
http://edinay-russia.narod.ru/OROCHI.htm

Добавить комментарий