Нивхи

Проживают нивхи в Хабаровском крае и на Сахалине – пришел народ в те края и населил их ещё до ледникового периода, когда остров и суша были едины.

Нивхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федерации. Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди». Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Язык нивхский. Численность — 5,2 тыс. человек

Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории – китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их – гиляки. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849 — 1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856г. и Пекинского договора 1860г.

В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя).

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи.

Фольклор нивхов включает разнообразные жанры.
Термин т’ылгур объединяет различные по тематике произведения. Среди них центральное место занимают мифологические рассказы. Многие из них связаны с тотемистическими представлениями и промысловым культом.
Вторую группу т’ылгуров составляют произведения более реалистического содержания. В них повествуется о правилах поведения в быту и на промысле, о родового общества, о наказании людей, нарушивших табу.
Третью группу составляют т’ылгуры, пограничные со сказками – волшебными и о животных. Это
рассказы о спасенном тигре, который благодарит род своего спасителя; о жадных братьях, наказанных представителем обедневшего рода; а также на этиологические темы, например, почему комары или вши сосут кровь.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%E2%F5%E8
http://letopisi.ru/index.php/Нивхи
http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_n/nivhi.php

Добавить комментарий