Манси

Некогда их называли вогуличами, сам себя этот народ называет – моаньсь, но официально они известны как манси, жители Ханты-Мансийского АО.

Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогулы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60% используют в обиходе русский язык.
Общая численность 11432 чел. (по переписи 2002).

Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Манси, таежные охотники и рыболовы, отчасти, оленеводы. Их современная культура базируется на промысловой экономике, технике и технологиях, таежными типами представлены средства передвижения, одежда, жилище, предметы домашнего обихода. Их культура имеет много параллелей с культурами хантов, кетов, селькупов, западносибирских татар. Скотоводческий комплекс, вошедший в состав мансийской культуры в сер. I тыс. н.э., по происхождению связывается с иранской традицией и территорией Южнoгo Урала. Это большое значение лошади практически во всех сферах мансийской культуры, плетение, вязание, ткачество, некоторые типы распашной одежды, элементы убранства жилища.

Наиболее распространенные жилища манси — невысокий сруб, иногда с фронтальным или боковым свесом крыши; чум, сходный с ненецким, который использовался не только оленеводами, но рыболовами-манси; каркасные четырехугольные постройки с крышами округлой, конической, одно- и двухскатной формы. Жилища манси менее разнообразные по форме и конструкции, чем у хантов.

Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.
Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Исчезновение манси, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе, в обозримой перспективе не грозит. Несмотря на социально-экономические трудности естественный прирост манси положительный. Оснований для пессимистического прогноза нет. Что касается ивдельс-кой группы, то она, при нынешнем положении может растворится в окружающем населении. Хотя это зависит в большей мере от самих манси и их поддержке со стороны организаций коренных народов и государственных органов.

Источники:
http://www.raipon.org/Народы/НародыСевераСибирииДальнегоВостокаРФ/Манси/tabid/381/Default.aspx
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%ED%F1%E8
http://www.hrono.ru/etnosy/mansi.html

  1 comment for “Манси

  1. sav
    26.12.2011 at 6:54 пп

    Уважаемый владелец сайта, добрый день!
    Приятно читать интересную информацию, но хотел бы напомнить вам, что у каждой фотографии есть свой «хозяин». Жаль, что вы не соблюдаете это правило.

    А. Слепухин,
    Директор «Команды Искателей Приключений»,
    действительный член Русского Географического Общества, путешественник,
    руководитель исследовательской экспедиции «Манси — лесные люди»,
    г.Екатеринбург, http://www.adventurteam.ru
    adventurer@r66.ru
    alexej.slepuhin@yandex.ru

Добавить комментарий