Кеты

Кеты, которых прежде называли енисейцами или остяками, проживают в Красноярском крае, а также в Енисейском и Эвенкийском районах.

Кеты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.
По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске.

Современные кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII v ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами. Начало переселение предков кетов связывается с IХ v ХIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90% стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей.
Летом промышляли в большом количестве уток во время линьки. При охоте на белку и глухаря пользовались собаками. Соболей ловили специальными сетями с колокольцами, заимствованными от русских промышленников в XVII в. На медведя охотились коллективно с ружьями. Шкуру животного получал охотник, выследивший его

Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек. Кетский чум отличается от подобного жилища у других народов Сибири и Дальнего Востока способом соединения опорных шестов Они скрепляются с помощью сучков-развилок на конце шестов, либо с помощью обруча, который используется также в качестве опоры для дополнительных шестов. Другой распространенный тип жилища — землянка. В них жили обычно семьи, оставшиеся без кормильцев-охотников и не занимавшихся охотой.

У кетов верхняя мужская и женская одежда совпадала. Зимнюю одежду шили из оленьих шкур мехом наружу и внутрь. По покрою одежда была распашная, прямоспинная, с прямым разрезом, со сходящимися полами, кроенная из одной шкуры или одного целого полотнища сукна по перечной нитке, без боковых швов. Полы завязывали ровдужными завязками. К рукавам одежды пришивали рукавицы. Длиною мужская одежда достигала колен, женская — щиколоток.
Летнюю одежду шили из сукна. В большинстве случаев в качестве летней одежды использовали изношенную зимнюю одежду.

Основу религиозной идеологии кетов составляли анимистические представления. Существенную роль играли также пережитки древних тотемических представлений. Они прослеживаются в шаманстве, составляют основу многих промысловых верований. Промысловые верования нашли свое выражение в многочисленных запретах и правилах, приметах и обрядах. В основе многих из них лежат наблюдения над жизнью животных, природой, своеобразная промысловая этика. Промысловые верования тесно переплетались с культом семейно-родовых покровителей.

Фольклор кетов представлен мифологическими и космогоническими сюжетами, повествующими о происхождении мира и человека. Наиболее известные фольклорные герои — Альбэ, превратившиейся в каменный хребет на восточном берегу Енисея, и богатырь Бальнэ. Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация. Орнамент строго геометрический. Распространенным музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган. Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

Источники:
http://www.nsu.ru/ip/kets.php
http://russia.rin.ru/guides/4712.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%F2%FB

Добавить комментарий