Кереки

Перепись 2002 года зафиксировала 8 человек, назвавшим себя кереками. Некогда народ был более многочислен и делился на две группы, сейчас ассимилирован чукчами.

Кереки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2002 года кереками себя записали 8 чел. (2002, оценка), хотя реально их, видимо, было меньше. В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.

Кереки делились по происхождению и по языку на две группы: наваринскую или мэйныпильгынскую (самоназв. ыйулалгалакку ‘верхние’) и хатырскую (самоназв. иутылалгакку ‘нижние’). Соответсвенно этому керекский язык, относящийся к чукотско-корякской ветви палеоазиатских языков, делится на два диалекта — мэйныпильгынский, на котором говорило большинство кереков, и хатырский.

Кереки были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки. Археологические данные свидетельствуют, что следы древних керекских поселений обнаруживаются и существенно южнее, вплоть до мыса Олюторский на Камчатке. Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой на птиц, на морского и пушного зверя.

В ХVIII в, когда между чукчами и коряками велись жестокие войны за обладание пастбищами и оленьими стадами, кереки оказались между двух огней. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали жилища, убивали мужчин, женщин уводили в рабство. межплеменные войны, природная изоляция и резкое сокращение морской фауны в XIX в., а также эпидемии, поразившие Камчатку и Чукотку в кон. XVIII в., ассимиляция их чукчами в ХХ в. привели к фактическому исчезновению керекского этноса.

Традиционное хозяйство кереков было основано на рыболовстве, ловле птиц, морском и пушном промысле, приморском и тундровом собирательстве. Рыболовством занимались летом. Осн. орудиями лова были остроги (атчина) и спец. тупые стрелы. Сооружали запоры и плотины и глушили рыбу дубинками (куплунан) во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца. Рыбу заготавливали впрок – вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседневной пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу в море. Ставили сети, в прошлом – из жил кита, с берега при помощи спец. шеста. К кон. ХIХ в. стали приобретать сети из крапивы у коряков и чукчей. В ХХ в. распростр. фабричные ставные сети. Пернатых промышляли на морских скалах и во время перелетов. Весной на птичьих базарах спускали со скалы сеть (пайнинтын) из жил кита, кайры пугались, слетали с гнезд и запутывались в снасти. Бакланов ловили, распуская сеть на поверхности моря. Известны были петли на шестах, их надевали на шею сидящему баклану. Птицу стреляли также из лука (томары). Из кр. мясных зверей охотились на дикого оленя, горного барана, медведя. На волков ставили ловушки из пластинок китового уса, вмороженных в жир. В голодные годы добывали также мелких грызунов (мышей, сусликов, тарбаганов), песцов и лисиц, к-рых выкапывали из нор, стреляли из лука. Ели домашних собак. Пушной промысел не играл существенной роли. Промышляли росомаху и речную выдру. Большое значение имело собирательство: морской капусты, водорослей, моллюсков на берегу моря; шикши, голубики, брусники, морошки в тундре. Разводили собак, к-рые очень высоко ценились у чукчей и коряков. Специально выращивали собак для жертвоприношений.

Фольклор кереков представлен сказками, записанными в 1940–1990-е гг. как в рус. пересказе, так и на языке-первоисточнике В.В. Леонтьевым и А.С. Асиновским. В связи с трудностями идентификации кереков как отд. этноса иногда керек. сказки трактовались как коряк. или, наоборот, чукот. сказки принимали за керекские. Осн. жанры керек. фольклора – сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Гл. герой – Кукки (Ворон) – персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока и отчасти сев.-амер. индейцев. Керек. сказки о Кукки сюжетно близки ительменским. Кукки выступает как трикстер (трюкач, плут), сохраняя все отриц. черты этого персонажа: лентяй, трус, обманщик, простак, женолюб, но не сознательный злодей. Изредка, в отд. сюжетах, он творит волшебство. Помимо Кукки ведущими персонажами сказок выступают его жена Мити, сыновья Сикулылан и Ауппали, дочери Синиллымнылнаккут и Анаййуптынаккут. Нек-рые детали в сказках отражают особенности духовной культуры К. Перед совершением к.-л. поступка герой просит разрешения у «бабушки» (эллапиль), что является отголоском матриархата. Младшие дети в фольклоре К. обычно умнее своих родителей, постоянно поучают их. Это связано с представлением К. о возвращении предков в образе родившихся детей.

Источники:
http://wiki.rgo.ru/1436-page2777.html
http://www.nsu.ru/ip/kereks.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%F0%E5%EA%E8

Добавить комментарий