Шаманский бубен

Бубны у разных групп хантов разные и почти всегда без рисунков, а особого шаманского костюма вообще не было…

О символике основных частей бубна шаманы всех народов как бы договорились, хотя этнические, т. е. национальные, отличия, несомненно, есть. Это, кстати, и является аргументом в пользу той точки зрения, что шаманство проникло из одного центра. Бубны у разных групп хантов разные и почти всегда без рисунков, а особого шаманского костюма вообще не было.
Но ведь в лексиконе хантов есть термин для обозначения человека, который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит больного! Этот термин — ел, ёл-та-ку (у северных хантов чертан-ку, терден-хой), что буквально означает ‘ворожит человек’. «Ёла!» — не то просят, не то приказывают люди, собравшиеся вечером у костра возле жилища шамана. Поворожи! — так это звучит на русском языке. И шаман должен выполнить их просьбу. А если не выполнит, то его собственные духи-помощники, которые под видом зверей, птиц и букашек беспрекословно подчиняются и разбегаются в поисках души, вдруг выходят из повиновения и хлещут своего хозяина по лицу ремнями, царапают когтями.
Нелегко шаману отказаться от своего призвания. Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу, вернее, не саму ее, а то, что насыщает едока, — дух пищи. Избранник будет недосыпать, недоедать и наконец умрет. Уж лучше согласиться!
Вот это и есть одна из особенностей хантыйского шаманства. У других народов шаман повелевает людьми, т. е. стоит над обществом, а здесь он сам находится под контролем общества. Хантыйский шаман занимался охотой, рыбной ловлей и вообще обеспечивал полностью себя сам. Никаких привилегий: на медвежий праздник — наряду с другими, на похороны — наряду с другими, а после камлания получал лишь небольшой подарок в виде кисета, рубахи, трубки.
Бубен — самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода — обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальнкая рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески.
Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана — конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.
Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти шамана по подземной реке.