Средства передвижения хантов и манси

Основной транспорт — лодка


Sunset on Lyapin river

Жизнь хантов так тесно связана с водой, что
их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или
обласок. Обычно облас изготавливали из осины, но если его перетаскивали по
суше то использовали кедр, т.к он легче и не намокает в воде. Размеры
варьировались в зависимости от назначения. Сургутские ханты делали облас из
одного ствола и обычно без набоев. Форма обласа сохранялась благодаря
распоркам между бортами. Общая форма обласа — длинная и узкая. корма немного
ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки. На Югане при
охоте на уток и сборов камыша обласки соединяли двумя жердями,
прикрепленными к распоркам у носа и кормы.

Продвигались на лодках при помощи весел. Мужчина
управлял лодкой у кормы, женщины и дети гребли. Лопасть весла обычно изогнута,
узкая и заостренная (иволистная), иногда обрезана по прямой.

Известны единичные упоминания о берестяных
лодках, изготовлявшихся из двухслойной бересты. Отношение к ним было
неодобрительное : "Наступишь ногой — ломается." Сургутским хантам было
хорошо известна большая грузовая (дощатая крытая) лодка из кедровых досок. В
наши дни сохранилась традиционной только на Югане. Средние размеры: длина от
10 до 12 метров, ширина 2-3 метра. Грузоподъемность более 4-х тонн. Дно
лодки — из одной доски, наклонные борта — из двух, заходящих кромками одна
за другую. Почти вся лодка покрывалась досками или вываренной берестой.
Дощатое покрытие иногда имеет вид каюты с передней и задней спинками и
дверцей. Свет проникал через дверь или небольшое отверстие вверху. Прежде, в
средней части лодки устанавливали мачту, закрепляя веревочными растяжками.
Это лодка-жилище, в которой семья могла путешествовать длительное время.

Множество болот и водоемов ограничивали
передвижение по суше.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали
скользящие лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины
сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части назывались — голицами,
а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося —
подволоками. В старину подволоки отделывались мехом выдры, необрезанный нос
животного натягивали на носок лыжи.
Подволоки служили во время зимней охоты
мужчинами или женщинами-охотниками. Женские лыжи были меньше мужских по
размерам.
Лыжный посох изготовлялся из елового дерева,
при ходьбе его держали в левой руке. У зимнего посоха на одном конце —
кольцо, на другом — лопатка для разгребания снега.

Нарты


Reindeer-breeders' Day - Nickolya with reindeers

Основной транспорт зимой — нарты — ручные
(собачьи), либо оленьи, дополняемые на ограниченной территории конными нартами и
санями.
Ручная нарта — использовалась хантами
повсеместно.
Общие очертания: двухполозная, длинная, узкая,
трапециевидная в поперечном разрезе, баран на одной линии с нащепами; детали из
разных пород деревьев и тщательно отделаны. Общая длина 250 см.
На такой нарте подвозили к месту охоты продукты и
необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность до 400 кг. Женские и мужские
нарты в целом не отличались по устройству. Тягловой силой служил человек, либо
собака, либо они тянули нарту вместе.
Упряжь человека — бечевка длинной 1,5 м.,
привязанная к середине дуги; упряжь собаки — постромка 1,85 м. и лямка 50
см. Петлю одевали собаке на шею и закрепляли веревками под грудь за
передними ногами.

Оленьи нарты

Нарта практически повторяет ручную нарту,
описанную выше. Отличия заключаются в больших размерах оленьей нарты и
массивности отдельных ее частей; кроме того она имеет четыре копыла, на ручной,
обычно три. Длина нарт в среднем 3 м., ширина сзади — 80 см, расстояние от земли
до кузова 50 см. Ездовые нарты устроены также как грузовые, но чуть меньшие по
размерам и обработаны более тщательно. Общая длина составляла 2,5 м. Женская
нарта была чуть длиннее мужской, т.к на ней размещались и дети, и чуть ниже,
чтобы нога доставала до полоза. Особо были распространены нарты со спинкой.
Считалось красивым, если женская нарта имела много копыльев (порядка семи —
восьми). В нарту запрягали зимой от одного до четырех оленей. Для летней езды
запрягали до семи — восьми оленей.