Расселение и язык


From the bird's view

Ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской
области, а небольшая их часть— в Томской, Свердловской и Пермской областях.

В
занятиях, материальной и духовной культуре (включая фольклор), в социальной
организации у разных групп имеется своя специфика. По наиболее общей
классификации, манси разделяются на южную, западную, северную и восточную
группы, а ханты — на южную, северную и восточную. Эти крупные этнографические
группы делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания — реке или
административному центру (например, сосьвинские манси — по реке Северная Сосьва,
березовкские ханты — по поселку Березово, бывшему уездному, а ныне районному
центру и т. д.).

Язык хантов
и манси состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их
носители не понимают друг друга. Общепринятая классификация обско-угорских
языков принадлежит крупнейшему венгерскому финно-угроведу П. Хайду. В хантыйском
языке он выделяет северную группу диалектов, распространенных между устьем Оби и
поселком Шеркалы: обдорский, ляпинский, сынский диалект ханты поселка Мужи,
шурышкарский, казымский, шеркальский; к южной группе он относит диалектную
область на юг от Шеркалов до устья Иртыша с его нижним течением: иртышский,
кондинский и демьянский диалекты (сейчас почти исчезнувшие) и переходные к
северной группе низямский и кеушинский диалекты; к восточной — диалекты,
расположенные в Среднем Приобье: салымский, сургутский (тромъеганский,
юганский, малоюганский, пимский), ваховский, васюганский, вартовский. У манси
северный диалект расчленяется на ряд более мелких говоров: ляпинский,
сосьвинский, обской, верхнелозьвинский; западные диалекты распространены по
берегам средней Лозьвы, нижней Лозьвы, Пелыма и Вагила (часть из них ныне уже
исчезла) ; к восточным диалектам относятся нижне-, средне-, верхнекондинский; в
южную диалектную группу входят манси Тавды (ныне их можно считать практически
исчезнувшими).

Письменность и литературный язык начали создаваться для хантов и манси с 1930-х
годов. Единого литературного хантыйского языка не существует, хотя за базовый
принят казымский диалект. Мансийский
литературный язык ориентирован на северный диалект.

Говорить о внутреннем единстве народа ханты, равно как и манси довольно
сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг
от друга по главной отрасли в ведении хозяйства (оленеводы, охотники, рыболовы и
смешанные формы), по степени распространенности тех или иных орнаментов и духов
и, прежде всего, по языку. Разница между разными диалектами может быть такова,
что двое ханты из разных областей предпочтут разговаривать на русском или другом
языке, но не на своем родном, так как в этом случае они просто не смогут понять
друг друга.