Особенности шаманизма


Ascention to Thorum (Khanty god)

Шаманский бубен не
имел четко выработанную символику основных его частей. Бубны у различных групп хантов были разные и почти всегда без рисунков. Если рисунки изредка и
наносились, то были представлены, как правило, в виде простых кругов. Более
того, на Вахе у шаманов бубны были похожими на кетские, у нижнеобских хантов — на
ненецкие, во многих же местах бубнов не было вообще. В.Н. Чернецов высказал
интересную точку зрения, что у обских угров никогда не было развитой формы
шаманства, обращая внимание на то, что в их необычайно развитом фольклоре
совсем не фигурирует бубен.

Также не было каких либо ярковыраженных особенностей
шаманского костюма. Но в лексиконе хантов есть термин для обозначения человека,
который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит людей. Этот термин —
"Ёл", "Ёл-та-ку", что буквально означает "ворожит человек". Люди просили или
даже приказывали шаману поворожить, когда в том возникала необходимость.
Отказаться он не имел права, ибо собственные духи-помощники шамана, в таком
случае, выходили из повиновения и губили шамана.

Это одна из особенностей хантыйского шаманства. Здесь шаман
полностью находится под контролем общества, а не стоит над ним и не повелевает
людьми как у других народов. Хантыйский шаман всем обеспечивал себя сам: охотой и
рыбной ловлей, не имея никаких привилегий. После камлания получалось
незначительное вознаграждение в виде кисета или трубки.

Основной обязанностью шамана было лечение. Здесь у хантов
тоже были свои особенности. У некоторых групп считалось, что шаманы не лечат
совсем. Здоровье зависит от Торума, а шаман может лишь просить его помочь
отпустить похищенную злым духом душу. Бубен в таком случае нужен лишь для
того, чтобы придать словам громкость и силу.

Почему шаманы с бубнами были в обществе хантов менее
заметными фигурами, чем у других народов? Здесь еще одна особенность
хантыйской культуры. У хантов многочисленные шаманские функции разбиты и
присвоены различным лицам " узкой специализации ". Описаны такие члены
общества, которые своими действиями отличались от остальных членов
коллектива.

Выделяются: Мантье-ку — сказка-человек; Арехта-ку —
песня-человек, излечивал песней или игрой на музыкальном инструменте —
нарс-юх, продажа его считалась равносильной продаже души. Искусство игры
передавалось от духов и овладение им было связано с тяжкими испытаниями.
Уломверта-ку — сон-делать- человек — предсказатели снов. Это были, как
правило, женщины, к обращались с вопросами о здоровье. Нюкульта-ку —
предсказатели промысла. Исылта-ку — фокусники заставляющие людей плакать.
Рассказывают, что они могли проколоть себя насквозь, скрыть живот и достать
кишечник, поймать стрелу и ружейную пулю. Такое мнение позволяло лечить
многие болезни.

Функции выше описанных лиц древнее собственно шаманских.