Традиционное мировоззрение


Pointed tail bird in Earth space. 1999

Особенности
хантыйского мировоззрения заключаются в том, что в культуре хантов сохранился, и
более того, активно работает древнейший пласт верований, не связанный с
представлениями о духах. Суть его заключается в том, что
сами предметы на определенной стадии развития наделяются теми или иными сверхъестественными свойствами. Живыми и способными оказывать влияние на человека
(помогать, вредить) считались предметы, похожие на зверя, птицу, рыбу, человека
и т.д. В древнейшие времена возник обычай бережно хранить, а также делать самим,
такие предметы-амулеты.

К древнейшему периоду относят также тотемистические
представления, предполагающие веру в родство группы родственников с каким либо
животным. Отсюда формируются разного рода запреты на убийство животного, и
формируются различные формы почитания зверя — то есть культ.

Практически у всех коренных народов Сибири был развит культ
медведя. В прошлом каждая хантыйская семья хранила в доме медвежий череп. Медведю
приписывалась способность охранять человека от болезней, разрешать споры между
людьми, подгонять лося к самострелу. Отношения между медведем и людьми добывшими
его, раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение
усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками.
Медведь выступает в двух ипостасях: как источник пищи и как родственник
человека, его предок. Обряд распространен по сей день. Представления о медведе
схожи у всех групп угров.

Широко распространено о хантов почитание лося. Лось — символ
достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них
нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к
описательным формулировкам.

Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую называли
"между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное
счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль
при выборе брачного партнера. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и
использовать их в качестве насадки. Запрещалось есть щуку или налима, если в них
находили остатки лягушки.

Предки хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих
рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как
лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

Много тысячелетий насчитывает почитание огня. Особенно
домашнего очага. У хантов огонь представлялся женщиной в красном халате, которая
требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь
предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Были особые специалисты,
которые могли с ним общаться. За огнем признавалась способность защитить и
очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с
оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним
из первых богов.

Богами были и фантастические человекоподобные существа. У
иртышских хантов известна своей неограниченной властью богиня Санге, которая
ассоциировалось со светом. У восточных хантов это — Анти-Пугос, а у северных —
Калтащ. Первыми лучами солнца она посылает душу новорожденного и только
благодаря ей происходит зачатие. Богиня отмеряет продолжительность жизни каждому
человеку, ее золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка
до посоха, это и есть длина жизненного пути.

У хантов сильны представления о духах-хозяевах местности,
которые изображались в виде идолов. Более или менее одинаковыми у всех групп
угров выглядели амбарчики — жилища хозяев-идолов. Изображения хозяев и их
одежда, подносимые подарки были индивидуальными. Полагали, что духи местности
как и люди любят блестящие металлические украшения, бусы, бисер, меха, стрелы,
трубку с табаком. Еще и поныне в некоторых местах можно обнаружить такие
амбарчики, в которых хранятся подобные диковинные предметы. Такие мифические
фигуры можно назвать божествами, так как это существа высшего ранга. Это стражи
не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но наказать
их человек был бессилен.

Были существа более низкого ранга, в виде человекоподобных
фигур разного уровня: личные, семейные, родовые. Семейного или домашнего духа
чаще всего символизировала деревянная фигурка в форме человека, либо сверток из
тряпок с бляхой на месте лица. Хранил идолов и заботился о них мужчина — глава
семьи. От семейного духа зависело благополучие и достаток семьи. Сколько заботы
будет проявлено о духе (деревянной фигурке), столько же заботы будет проявлено
им о человеке.

Оказать внимание каком-либо духу можно было тремя путями:
посетить его самому, передать подарок через кого-либо и наконец, обратиться с
просьбой, находясь далеко от его изображения. Последний способ стал
практиковаться сравнительно недавно, потому что связан со способностью духа быть
вездесущим, т. е. со способность души покинуть тело.

Христианские
догматы не были усвоены хантами так, как хотелось бы деятелям русской церкви.
Шаманы считались куда более надежными помощниками, чем Иисус Христос или
Богородица. В результате традиционные воззрения переплелись с элементами
христианства. К христианским иконам ханты стали относиться также как к духам: им
приносили жертвы в виде кусков ткани и украшений. Бог Торум ассоциировался со
святым Николаем. Ханты его называли Микола-Торум. Считали, что по небу он ходит
на подбитых лыжах и следит за миропорядком, наказывая за нарушение норм
поведения. Хантыйская богиня Анки-Пугос, стала восприниматься как Богородица, а
Богородица, в свою очередь оказалась наделенной функцией ясновиденья. В
хантыйской среде были уважаемы женщины, которые по сновидениям предсказывали
будущее.