Изобразительное искусство


Khanty mask man

Рисунки хантов и манси обнаруживают много общего. Наибольшее развитие
получил орнамент, в котором частично сохранились изображения животных,
большей частью стилизованных. Большинство известных сюжетных рисунков XIX и
начала XX в. относятся к числу бытовых. Тематические изображения угров в
зависимости от назначения можно подразделить на следующие группы:

Картинное письмо (пиктография)

Пиктография, при полном отсутствии знакомства этих народов с письменностью,
было единственным способом записи тех или иных событий. Сюжеты картинного письма
отражали, главным образом, различные моменты хозяйственной деятельности, прежде
всего охоту и рыболовство. Прежде всего отмечаются, так называемые "звериные
знаки" на деревьях, наносимые охотником в месте, где был убит зверь. Зачастую
животные изображались не полностью, а частично: вместо лося изображалась только
нижняя часть его ноги с раздвоенным копытом.

Родовые и семейные знаки

Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или
"знамёна", и носили у хантов ярко выраженный сюжетный характер. Угры мало
заботились о художественных достоинствах подобного рисунка. Наиболее ранние из
известных родовых знаков, имеющие сюжетный характер, относятся к XVII в. и
представляют собой "подписи" неграмотных хантов и манси на разного рода
документах. Этот знак был связан с именем рода и являлся, видимо, ни чем иным
как изображением родового предка-тотема.

Татуировка

Татуировку нельзя целиком отнести ни к религиозному, ни к бытовому искусству.
До сих пор социальное значение татуировки остается не ясным. Будучи искусством
женским, татуировка и все связанное с нею считалось делом, в которое не должны
были посвящаться посторонние. У хантов и манси женщины скрывали значение
татуировки даже от своих родственников мужчин, они не объясняли им с какой целью
татуируют на теле фигуру парящей птицы — одного из наиболее распространенных
мотивов угорской татуировки.

У хантов и манси татуировались оба пола. Мужчины чаще всего наносили на тело
знак принадлежности к роду, позднее — семейный знак, заменявший подпись. Женщины
покрывали себя фигурами орнаментального характера, а также наносили на кисть
руки изображение птицы, с которым были связаны представления религиозного
характера.

Татуировкой покрывались руки, плечи, спина и нижние части ног. Женщины были
татуированы значительно обильнее мужчин. Инструментов для татуировки служила
щучья челюсть, замененная в последствии на обычную швейную иглу. Места уколов
натирались сажей или порохом, в следствии чего узоры приобретали синеватый
оттенок. В настоящее время татуировка среди хантов и манси встречается крайне
редко.

Изображения религиозного содержания

Изображения религиозного содержания можно было встретить прежде как на
предметах культа, так и на некоторых предметах хозяйственного и бытового
назначения. К первым относились изображения на деревянных гробах, на жертвенных
покрывалах, на шаманских рукавицах; ко вторым — фигуры на калданных камнях, на
костяных напальниках и на рукавицах, надевавшихся во время медвежьих праздников.
Но все эти изображения были немногочисленны.


Mobile phone case with

Изображения на изделиях

Предметы богато украшались орнаментом с наружной (стенки вёдер, коробок,
крышки) или с внутренней стороны (тарелки, блюда).За немногим исключением,
это относится к области женского декоративного искусства. Стиль
характеризуется следующими внешними признаками: фигуры представляют собою
либо силуэтные, либо контурные изображения, причём контурная линия в ряде
случаев двойная; те и другие изображения подаются в геометризированных
формах, построенных на прямых или кривых линиях или лентах. Сюжетами
изображений (наиболее часто) являются: пеший человек, всадник; из птиц:
тетерев, глухарь, куропатка, кулик, синица, рябчик, кукушка, лебедь, ястреб,
орёл; из животных: медведь, бобёр, рысь, выдра, олень, корова, лошадь,
лягушка, змея; из фантастических существ: "мамонт", двуглавая птица; из
предметов материальной культуры: юрта, пароход; из светил: солнце.