Сотрудники Обско-угорского института исследуют медицинскую антропологию в рамках изучения духовной культуры обских угров

Автор текста: Наталья Анадеева 26.01.2017

— Это научное направление активно развивается на западе с 70-х годов прошлого века, — рассказала ugra-news кандидат исторических наук Татьяна Волдина, ведущий научный сотрудник отдела истории, археологии и этнологии. — В последние годы медицинская антропология получила свое развитие и в нашей стране. Она изучает медицинские знания, бытовавшие и существующие ныне в разных обществах. Помимо способов и традиций врачевания большое место уделяется вопросам взаимоотношений врача и пациента, современного медицинского обслуживания и положения врачей.

С момента становления этой дисциплины в России в ее исследованиях принимают участие разные ученые, в том числе, и этнографы, которые изучают традиции народов.

— Медицинская антропология и этнография пересекаются в теме, связанной с народными магико-медицинскими знаниями, — сказала Татьяна Волдина. — Это только одно из направлений медицинской антропологии. Пока народная медицина хантов и манси мало изучена, многие материалы по медицинским традициям зафиксированы фрагментарно и не по всем локальным группам обских угров. И обстоятельное изучение народной медицины этих народов пока остается делом будущего.

Сбору материалов по народной медицине Татьяна Владимировна посвятила одну из своих экспедиций в Белоярский район. В ходе нее были опрошены жители поселка Полноват и города Белоярский, которые поделились народными средствами и методами лечения.

Самыми распространенными средствами лечения коренные жители назвали растения, такие как тысячелистник, крапива, ромашка, багульник и другие. В прошлом заготавливали их мешками. Так, в качестве лечебного средства от ран, опухолей ханты использовали мох. Он прикладывался к больному месту и хорошо вытягивал гной. По словам Татьяны Владимировны, известны случаи, когда участники Великой Отечественной войны после ранения сами себя лечили, закладывая раны мхом.

При переломах коренные жители строгали медные изделия и употребляли внутрь, таким образом кости срастались очень быстро.

В больших количествах жители сел и деревень собирали рыбий жир, который использовали при всяком удобном случае.

— Во время эпидемий деревенские жители ничего не ели, кроме ягод и заячьего мяса, и пили морс, — рассказала Татьяна Волдина. — Они обращали внимание с какой стороны пришли болезни. Считалось, если сверху по Оби — то быстро пройдут, если снизу — то болезнь долго задержится и многих заденет.

Материалы, собранные в ходе этой экспедиции показали, что традиции хантыйской народной медицины очень богаты и разнообразны и представляют широкое поле для исследователей.

Источник: https://ugra-news.ru/article/26012017/43093

Добавить комментарий