Хантыйские орнаменты: общие сведения

Изучением орнаменты занимаются многие: археологи, этнографы, историки,
искусствоведы. Они используют различные материалы и методики. Нередко результаты
их трудов оказываются труднодоступными широкой публике – они разбросаны в виде
публикаций по малотиражным сборникам, журналам, монографиям. Найти их и
познакомиться с ними стоит немалого труда. Тем не менее, интерес к знаковой
системе орнамента и стоящей за ней картине мира, высок – потому нами и было
принято решение создать этот курс.

Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и
семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с
функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И,
наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл
письма, отражать своими ритмами в сложно-опосредованной форме реальные ритмы
жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Все орнаменты имеют
свои названия, весьма устойчивые, если принять во внимание обширную территорию
их распространения. Для расшифровки смысла орнаментов привлекаются как
объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также
устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же
система представления о мире. Представления о картине мира передаются от
поколения к поколению, и осознается она лишь частично. Поэтому для расшифровки
смысла орнаментов привлекаются также сновидения мастериц.

Большая часть названий узоров представляет собой «застывшие образы» тех или иных
«идей», входящих в круг различных представлений и занимающих определенное место
в сложившейся структуре картины мира.

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и
«изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение
следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную
организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного,
которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить
гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее
охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки»,
«коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии
фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью
голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его
души.