Священные изображения

В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах,
рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады
духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах. Считается, что священные
узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить
предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем
самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь
для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Священные
узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с
изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые
гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным
происхождением, он является сыном Торума. Кроме того, при добыче медведя
вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств
уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть
домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает,
чувствует. Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с
головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом
– вид сверху.

Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном
отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно
на снегу, опытному охотнику совсем необязательно  наблюдать само животное, оно и
так уже стоит перед его мысленным взором. Охотнику известно – сыт зверь или
голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и,
следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть
для ханты сам медведь.

В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след,
не ящерица, а ее гнездо и т.д. Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника
практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они
сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта
часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в
промысле и быту. Священные узоры защищают не сами по себе (в отличие от,
например, зигзагообразных), а за счет того, что они представляют божественное.