Введение. Орнаменты и картина мира

Слово «орнамент» происходит от латинского ornare – украшать.
Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству.
Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором
как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для
создателей этих композиций совсем другое значение.

Извилистая линия часто была символом воды – необычным веществом с таинственными
свойствами, одной из первостихий мира. Кружок представлял собой солярный
(солнечный) знак. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла.
Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в
ткань сложных взаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины
мира.

Однако, человечество «взрослеет» и время веры в мистическое значение древних
символов и в их реальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в
них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их
сокровенный смысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов
декора.

Тем не менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная»
орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, а
значит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу,
сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест – поселения малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, в частности, народов ханты и
манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В
нашем курсе речь пойдет о хантах Казымского Приобья.

В рамках данного курса не представляется возможным подробно обсудить
мировосприятие и интереснейшую картину мира этого народа. Впрочем,
заинтересованный читатель может узнать о картине мира казымских
хантов, приехав на Казым – по одной из разработанных
программ путешествий.