Словарь ханты-мансийской мифологии

Ханты-мансийская мифология

Почак

Согласно фольклору хантов, выкидыш, мертворожденный ребенок, умерщвленный плод или ребенок, умерший в возрасте нескольких дней, а также человек, проклятый матерью, не попадали в мир умерших; некоторые из них превращались в сверхъестественные существа, называемые Почак. Чтобы избежать этого, ребенка следовало похоронить либо в общей со взрослыми могиле, либо на специальном кладбище, либо в дупле (1063: с.27, 523, 556).

Земляной олень

Земляной олень — в мифологии коми (и ряда народов Сибири) подземное рогатое существо, образ которого возник в результате знакомства с телами (костями, бивнями) мамонтов.

Выскорь

Выскорь — в мансийской мифологии злой лесной дух, похожий на вывороченный пень с длинными корнями (919).

Анщих Сисьва Пялт

Персонаж мансийских сказок, карлик с невероятно длиными ушами, волочащимися за ним по земле, и с заячьей губой, раскрывающейся от уха до уха.

Повернулась она к двери и увидела на пороге своей избы маленького сморщенного Старика Длиной с ЗайцаАнщих Сисьва Пялт. Он уже переступил на седьмую половицу, а уши его ещё на пороге. Старик Длиной с Зайца сел за стол, притянул свои уши к себе и кинул их на лавку. Пекла перестала жевать.

Медведи-оборотни

«Оборотни – особая порода людей. Мужики чаще оборачиваются в медведя, а женщины – в свинью»

Сургутский край (286)

«я не весьма давно от одного знатного, но нерассудного дворянина слышал, якобы он сам несколько времени в медведя превращался, что слышащие довольно вери­ли»

Татищев в одном из примечаний к своей «Российской Истории» (9: т.3)

Источник http://www.bestiary.us/taxonomy/term/3385/9

Добавить комментарий