Обитатели Нижнего мира

Bog. Dry trees

Куль, Кынь-лунк (хант.), Куль-отыр (манс.), брат (или сын) Нум-Торума. Его
образ занимает значительное место в мифологии хантов и манси. Ему приносились
жертвы.

В космогонических Куль выступает то как партнёр Нум-Торума, то как носитель
враждебного начала. В мифах творения Куль противостоит Торуму: выпрашивает у
него и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушение
запретов и указаний Торума, создаёт вредоносных животных. По одним данным, Куль
сброшен отцом с неба, по другим – родился под землёй. У него есть большой город,
золотой дом, дети. Как и Калтась, Куль был не только всеобщим, но и местным
духом покровителем манси в сел. Ясунт. Этого духа изображали в виде
антропоморфной фигуры из дерева с заострённой головой.

У манси более значимым для людей в повседневной жизни и религиозно-обрядовой
практике являлся принадлежащий к Нижнему миру Самсай-ойка «Невидимый человек».
Изображение Самсай-ойки имелось в каждом мансийском доме между чувалом (очагом)
и стеной. При этом образ Самсай-ойки трактуется неоднозначно. С одной стороны,
ему приписывается вредоносность: он, как посланник Куль-отыра, связан с
распространением эпидемий. С другой стороны, он защищает дом от нечистой силы и
даже предохраняет обитателей дома от болезней.