Небесный бог Нум-Торум

Ascention to Thorum (Khanty god)

Пантеон божеств хантов и манси возглавляет небесный бог, его самые известные
названия – Торум (Тором, Турым, Торэм) и Нум-Торум (полисемантический термин
торум означает «небо», «вселенная», «край», «погода», «эпоха», «высшее
существо»; нум – «верхний», «южный»).

В мифологии хантов и манси имя бога имеет много синонимов и употребляется с
разнообразными эпитетами, причём в некоторых из них вообще нет слова Торум. У
хантов его называют Ент-Торум «Великий Торум», Санки-Торум «Светлый Торум»,
Сорни-Торум «Золотой Торум», Йем-Санки «Добрый свет», Алле-ики «Большой старик»,
Наги-ики «Белый старик». Мансийские обозначения небесного бога: Яны-Торум
«Великий Торум», Вайкан-Торум «Белый Торум», Нум-пос, Сорни-пос «Верхний золотой
блеск» и др. Особенно значительное положение он занимает в мансийском фольклоре.

Небесный бог является создателем земли, подателем дневного света, охранителем
морали и миропорядка. Он достал солнце и луну, вызвал «священный потоп». Кроме
того, он определяет срок жизни каждого человека, даёт удачу в промыслах, к нему
обращаются с просьбами о здоровье и т.д.

В сказаниях манси небесный бог рисуется следующим образом. На верхнем (иногда
на седьмом) небе выстроен его священный дом «с серебряным дымоходом, золотым
дымоходом». В его доме семь отделений. В одном отделении хранятся книги судьбы,
куда занесены жизненные пути каждого человека. Перед домом – столб для
привязывания верховых лошадей. На священном лугу с золотой травой пасутся
лошади, коровы и олени. Небесный бог охотится в небесных лугах и лесах. У него
есть слуги, кузнецы и плотники. Крылатый (ая) Калм обеспечивает быструю передачу
приказов и новостей. Внешне небесный бог – седой старец в сияющих золотом
одеждах. Сидя на небе на золотом стуле, он держит в руке посох с золотым
набалдашником и наблюдает в дыру за жизнью на земле. Его глаза, подобные
восходящему солнцу, величиной «с Обь, с море», его уши «величиной с лист
кувшинки, как уши чёрной дикой утки с тонким слухом».

В ряде версий мифов Нум-Торум – третий из наследных небесных божеств. У манси
Нум-Торум считается сыном Корс-Торума и внуком Косяр-Торума, у северных хантов –
сыном Нум-Курыса и внуком Нум-Сивеса.

Когда речь заходит о рождении Торума (Нуми-Торума, Кон-ыки, Урта), он
оказывается не само-рожденным и не рожденным единичным, за ним неотступно
следует его тень — инакость, со-творец, брат-враг (Куль-отыр, Кынь-лунг,
Хынь-ики, Атым-ики).

В толковании изначального мотива появления образа Торума можно увидеть
аллюзии с иными мифологическими системами. Учёные обращали внимание на то, что
звучание имени Торума блищко имени верховного бога чувашей Тором, Тора. Многие
исследователи прошлого и нынешнего столетий соотносили угорского Тарэм, Торэм,
Турэм — Небо, Погода, Бог – с саамским (лапландским) Тиермес, Тирмес, Диербмес —
Бог Грома, Гром.

Сходство германо-скандинавского Тора с финским Тиермес-Таара и угорским Торум
проявляется не только в созвучии имен, но и мифологических чертах, а также то,
что в основе столь широко распространенного явления лежит однозвучное понятие
«Гром» (или «Небесный огонь»).

Одним из имен небесного божества в преданиях южных хантов является Нум-Санкэ
(Санкэ Торум). Дух Санкэ посылает ребенку имя, но может и наслать на человека
болезнь; чаще всего Санкэ используется как эпитет к имени Торума в значениях
«светлый», «сияющий», «верховный», «величайший». В сказаниях «Ине-хон» и
«Поклонение Ун-Урту» бог неба Саньго даёт героям золотые лыжи, небесное
облачение («руки золоченые, во лбу солнце, на затылке месяц»), ключи от рыбного
царства, посылает на землю «добрый день», а также небесное воинство,
посыпавшееся, «как град», на врагов.