Космология (представление о космосе) хантов и манси


Cosmic eye. 2001

В религиозно-мифологических представлениях манси Космос включает три сферы:
верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Верхний мир –
небо торум – сфера обитания демиурга Нуми-Торума, по воле которого была создана
Земля. В соответствии с основным космогоническим мифом, гагара, посланная
Нуми-Торумом, достала со дня океана комок ила, который затем увеличился до
размеров Земли.

Согласно новейшим исследованиям, миф о ныряющей птице принадлежал древней
уральской общности – населению Северного При- и Зауралья и Западной Сибири ещё в
VI – IV вв. до н. э. Нуми-Торум явился создателем и населения Земли – вначале
двух генераций богатырей – отыров, первая из которых была им же и уничтожена за
неподобающее поведение. Богатыри второй генерации с течением времени
превратились в духов-покровителей сообществ людей. Нуми-Торум же создал лесных
великанов – менквов и людей, после чего удалился от дел, передав управление
миром и людьми одному из своих семи сыновей.

К сфере верхнего мира относятся, помимо Нуми-Торума, его брат, громовержец
Сяхыл-Торум, Этпос-ойка (месяц) и Хотал-эква (Солнце). Отец Нуми-Торума и его
дед Косяр-Торум находятся соответственно во втором и третьем ярусе Верхнего
мира. Это наименее актуальные персонажи пантеона.

В Среднем мире – на Земле (мув (хант.), ма (манс.) обитает Калтась-эква, жена
Нуми-Торума, назвергнутая за связь с Куль-отыром, владыкой Нижнего мира, а также
богиня огня Най-эква. Жизнью людей управляет младший сын Нуми-Торума –
Мир-сусне-Хум, выигравший конное состязание со своими братьями. На земле
пребывают бог-кузнец Сёрхинг-ойка, духи-покровители территориальных групп и
отдельных семей, лесные духи – менквы и мис-хумы (в женской ипостаси мис-не).

Нижний мир (кали-торум (хант.), хамал-ма (манс.)) – мир мёртвых, царство
болезней и смерти, место обитания брата (или сына) Нум-Торума, известного под
именем Куль, Кынь-лунк (хант.), Хуль-отыр (манс.). К существам Нижнего мира 
относятся возглавляющий его Куль-отыр и подчинённые уму кули – духи болезней.

Нуми-Торум наблюдает за землёй из своего дома через отверстие в небосводе.
Земля с подземным миром также соединена отверстием. В фольклоре упоминаются
«городской столб», олицетворяющий мировой столп, и лестница, по которой можно
подняться на небо. Посредничество между космическими зонами осуществляют
культурный герой – младший сын Торума и Крылатый (ая) Калм.

Трёхчленное строение космоса (по вертикали) манифестировалось как на уровне
дома (размещение культовой атрибутики в жилище и зонирование его пространства),
так и на уровне таёжных святилищ. Установка столба – алломорфа мирового древа.

Для манси весьма актуальны и представления о трёхчленности мира в
горизонтальной плоскости, отражающее, вероятно, более ранние воззрения. Герои –
посредники между мирами путешествуют и в горизонтальном, и в вертикальном
направлении.

По хантыйскому мифу, «небесный» и «подземный» народы живут так же, как и люди
на земле, причём смерть в верхнем мире означает рождение в нашем, в смерть в
нашем – рождение в нижнем; то, что здесь мёртвое – там живое, что здесь
повреждённое – там невредимое, когда здесь солнце – там луна. Общий троичный
принцип членения мироздания может распространяться также на верхний и нижний
миры.

Согласно мифам манси, над землёй возвышаются три неба: ближайшее к земле –
Нум-Торум, выше расположен Корс-Торум, ещё выше – Косяр-Торум. Таким образом,
три небесных яруса связываются с тремя поколениями небесных божеств.

В некоторых мифах хантов небо состоит из семи ярусов. Наиболее сложная
картина мира отражена в сказаниях васюганских хантов: первый из семи этажей неба
здесь состоит из нескольких частей, имеющих свои названия: ближайшее к земле
небо называется «сосновое болото середины неба», далее идёт «хребет берёзовой
горы середины неба», затем «водянистое море середины неба».

У северных обских угров троичность деления распространяется и на нижний,
подземный мир. Наряду с первым, подземным миром выделяются второй, «мир вышиной
с хорей», и третий, «мир вышиной с собачий хвост».