Мифологический образ Мир-сусне-хума у хантов и манси и иранская традиция

Ivanushka is looking for his bride. 2002

Центральной фигурой мифологии манси и хантов является Мир-сусне-хум, имя
которого – «Мир созерцающий человек» — есть калька с самого характерного
определения Мирты, главного божества иранской мифологии. Рассмотрим другие
параллели этих персонажей угорского и иранского пантеона.

Мир-сусне-хум дружелюбен, у нему люди обращаются с просьбами. В мифологии
предназначение «Мирового надзиратля» определено Мир-сусне-хуму наставлениями
Нуми-Торума: «На спине твоего священного зверя (лошади), пёстрого как месяц,
круглый свет, обведенный обручем, ты объезжай».

Обратившись к обско-угорским языкам, можно обнаружить, что слово «мир» значит
также и «люди, народ». Мир наблюдающий человек объезжает угорскую Вселенную, где пребывает
опекаемый им народ. Такое же место отводится и Митре в иранской традиции:
«Митра, не смыкая глаз, озирает людей», «озирает всю землю, обитаемую иранцами».
Среди мифологических характеристик, сближающих Мир-сусне-хума с Митрой,
всадничество и мотив обретения власти в связи с победой в конном состязании.

Назовём ещё черты сходства. По материалам мифов, Мир-сусне-хум является
«мировым надзирателем», наблюдающим за соблюдением людьми норм и правил,
обеспечивавших стабильное существование общества. Более того, к Мир-сусне-хуму
обращались за «защитой» в случаях невыполнения духами-покровителями своих
обязанностей. Таким образом, Мир-сусне-хум, как и Митра, является «богом
договора», следящим за соблюдением правил общинножития в человеческом обществе и
регулирующим отношения людей и духов. Именно он является воплощением активного
начала жизни, которое объединяет и упорядочивает её содержание, соединяя миры
людей, богов и духов.