Космогонические мифы. Мифы о происхождении космоса


The cosmos. 2001

Согласно главному космогоническому мифу хантов и манси, земля появилась среди
первичного океана из ила, который вынесла в клюве трижды нырявшая на дно гагара
– лули. В одном варианте мифа гагару посылает прародитель всех богов Нуми-Торум,
а облик гагары принимает властитель злых духов Куль-отыр.

Состояние исходного «ничего» в мифах хантов и манси рисуется безбрежным морем
или «жидкой землей» — болотом (отль-ях), в котором, по легенде, тонет (а затем
вновь появляется в небесном «золотом доме») жена бога Торума. Ничто — вода без
края, некое ещё не родившее лоно. Это загадочное небытие определяется в
мансийской легенде словами: «Вначале было лишь море, земли не было вовсе. Земля,
может, и была где-то под водой, но даже Торум об этом не знал.

Земля рождается из глубины вод, из малой крупицы, принесенной со дна малой
птицей. Она рождается из смеси донного ила с кровью ныряющей птицы, отчего и
становится живо-растущей: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог
решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре — луле)
нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая лула земли достать не могла.
Тогда Бог послал малую лулу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня.
Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а
вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а
через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же
быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых
людей — мужчину (пырысь) и женщину (эква).

Как только обозначилась земля, вода из былого «ничего» превратилась в одну из
стихий. Бескрайность сменилась очерченностью, двоичным сочетанием земли и воды.
Тем самым Сотворение проходит от «ничего» через единичное (Бога, маленькую лулу)
и двоичное (две лулы, Бога и лулу, море и Бога) к троичности Верха (Бога, Неба),
Середины (Земли), Низа (Воды). Не случайно луле приходится пробыть под водой три
дня (в других версиях мифа — трижды нырять).

Земля, поднятая со дна океана и исполненная силы рождения (смешанная с кровью
птицы-ныряльщицы), уже разрослась. Но вначале земля все время вертелась, плавая
в воде, жить на ней никому было невозможно,  Нуми-Торум бросил на землю свой
пояс с пуговицами. Пояс, упав на землю, придавил ее своей тяжестью, и она
перестала вертеться. Там, где упал пояс, теперь Урал.

В другой версии мифа то же самое происходит по просьбе богинь — сестры (Йоли-Торум-сянь)
и дочери (Крылатой Калм) бога Неба: «Йоли-Торум-сямьна землю спустилась,
Крылатая Калм на землю спустилась. На земле стали жить.

Однажды Йоли-Торум-сянь говорит Крылатой Калм:

—  Поднимись  к своему отцу, Нум-Торуму. Так ему скажи: «Кожистая земля наша
все качается, на месте не стоят. Когда появятся на земле люди, как они будут на
ногах держаться? Нум-Торум, отец мой, укрепи нашу землю!» Может быть,
каким-нибудь поясом он ее опояшет.

Крылатая Калм поднялась к Нум-Торуму. Вошла в его дом, Нум-Торум за столом
сидит, правой щекой о посох опирается. Спрашивает дочь:

—  Крылатая Калм, какое слово ты принесла, с какою речью ко мне пришла?

Крылатая Калм отвечает:

— Нум-Торум, отец мой, наша земля, как ни велика уже стала, а все еще
движется, на месте не стоит.  Когда появится человек, не устоять ему на ногах.
Ты укрепи нашу землю, опояшь ее каким-нибудь поясом.

Нум-Торум голову опустил. Пока так сидел, котел с рыбой вскипел. Потом
Нум-Торум голову поднял и сказал дочери:

— Я сделаю как ты сказала, землю опояшу.

Крылатая Калм вышла из дома Нум-Торума, спустилась обратно на землю.
Йоли-Торум-сянь спрашивает ее:

—  С чем пришла, какую весть принесла? Крылатая Калм ей отвечает:

— Нум-Торум, отец мой, обещал укрепить землю, сказал, что опояшет ее.

После этого спустил Нум-Торум на землю свой пояс. Его пояс был украшен
тяжелыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том
месте, где лег пояс, теперь Уральский хребет. Это самая середина земли».

Отдельные этапы космогонии изображаются в других, зачастую противоречащих
друг другу мифах. Согласно хантыйскому преданию, злой дух Кынь-лунг (Куль-отыр),
воспользовавшись сном Нуми-Торума, стал таскать его по земле, пытаясь утопить –
при этом возникли холмы, долины, ямы, кочки, болота. В свой подземный мир
Кынь-лунг ушёл через отверстие от воткнутого в землю посоха. Через отверстие на
землю поднялись комары-кровопийцы и духи болезней, но Мых-ими («Земли старуха»,
богиня-мать) загораживает его. По одному из мифов, солнце и луна вначале
находились в подземном царстве Куль-отыра, но были похищены оттуда
Мир-сусне-хумом – младшим сыном Нуми-Торума.