Мир-сусне-хум — Культурный герой

Vlas on his horse. 2002

Мир-сусне-хум, чьё имя означает «За миром наблюдающий человек», занимает
особое положение в пантеоне обских угров. Мир-сусне-хум — культурный герой
хантов и манси и главный покровитель людей. В мифологии он носит имена Орт-лунк
«Князь-дух», Орт-ики «Князь-старик», Мастерко, Ворт «Господин, Князь, Герой»,
Нум-сорни «Верхний-золотой», Сорни-орт «Золотой князь», Кон-ики
«Господин-старик», Кантых-кан «Хантыйский князь», Торум-пах «Торума сын»,
Торум-тонх-ики «Бог-дух-старик», Эны-ики «Большой старик», Троитьс-ики «Троицы
старик».

Особенно важная роль отводится этому божеству в мифопоэтическом космосе
манси. Его мифологические и культовые имена: Тарыг-пещ-нималя –сов (точного
перевода нет), Сорни-отыр «Золотой богатырь», Сорни-хон «Золотой владыка», Отыр
«Князь, Богатырь», Мастер, Отыр-ойка «Князь-старик», Лунт-отыр «Гусь-богатырь» с
эпитетом «Золотой, в образе золотого гуся», Лунс-хум «Всадник», Али-хум «Верхний
человек», Ас-талях-хум «Верховьев Оби человек». В мифах манси наиболее часто
встречающимся эпитетом этого героя является северомансийское Мир-сусне-хум «За
миром наблюдающий человек». У северных хантов ему соответствует Мир-севити-хо, у
южных хантов – «Человек многих стран, странник многих стран». Сказочное имя
Мир-сусне-хума у хантов – Ими-хиты «Бабушкин внук», Альви, Альвали; у манси –
Эква-пырись «Женщины сынок», или Эква-пыпырись «Сынок сына женщины».

Мир-сусне-хум писуется как всадник на белом восьмикрылом коне, объезжающий
мир на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум
спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его
зооморфный облик – речной гусь. По велению отца он наблюдает за жизнью людей,
заботится о них, выступает посредником между людьми и богами. У северных хантов
и манси к нему обращаются шаманы.

В мифе Мир-сусне-хум предстаёт как культурный герой, которому приписывается
инициатива творения земли, создание человека, обучение промыслам, различным
знаниям и навыкам. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные
растения и животных, велел птицам прилетать летом на север.

Различие в функциях Мир-сусне-хума и духов-покровителей показывают их разную
природу. Если в отношениях с духами-покровителями у людей господствует принцип
дачеобменности, эквивалентности жертвы и воздаяния, то Мир-сусне-хум декларирует
своё отношение к человеку по другому: «Хочу, чтобы, когда человек убивал чёрного
зверя, красного зверя, думал обо мне».