Духи-предки — покровители соседской общины

The Green Grass Woman. 1982

Духи-покровители патронимии и пауля (соседской общины) считались предками
людей, рождённых в пределах данной группы. Предок-покровитель считался в
буквальном смысле отцом-основателем посёлка. Он является близким
духу-покровителю семьи, с той разницей, что круг людей, признававших общее
происхождение от данного «предка», оказывался гораздо шире. Он включал лиц, не
обязательно связанных реальным кровным родством.

В качестве предка-покровителя могло представать животное (птица)-тотем –
лось, трясогузка, филин, ястреб, или какой-то из персонажей общеугорского
пантеона, вплоть до Куль-отыра. Разнообразие ипостасей, в которых воплощался
дух-покровитель селения, связано с сосуществованием разных проявлений культа
предка. При этом наиболее ранними являются зооморфные духи-предки.

Тенденция к антропоморфизации духов-предков проявляется в имени ойка
(«старик») и придание им богатырских черт. При этом духи-покровители имели жён,
у которых не было особых имён. Манси называли их по имени мужа, с добавлением
слова эква – «женщина».

Дух-покровитель общины существовал «всегда», переходя от поколения к
поколению. Обладание им имело наследственный характер.

Отношения между духами и людьми носили дачеобменный характер. Человек
удовлетворял «потребности» духа, которые заключены в разного рода
жертвоприношениях. По отношению к духам нужно было проявлять безусловное
уважение, выражавшееся в соблюдении норм обращения с ними.

Жертвоприношения позволяли людям «выйти на контакт» с духами, являлись
условиями возникновения «диалога» между ними. Жертва обязывала духа услышать
обращение к нему человека и удовлетворить просьбу жертвователя. Считалось, что
за невыполнение обязательств на духа-покровителя можно жаловаться высшему
арбитру, младшему сыну Нуми-Торума – Мир-сусне-хуму, управлявшему жизнью людей.