Семейные духи-покровители

The rain after the thunderstorm. 1987

Семейные духи-покровители (пупыги) по своему происхождению могут быть
разделены на две категории. Первую из них составляют рукотворные изображения из
дерева, ткани, металла, чаще всего имеющие антропоморфный облик.

Изображения духов передавали по наследству, или изготавливали, если у этому
имелись соответствующие мотивы и обстоятельства (создание новой семьи и
отселение отца от сына, или знаки «свыше», например, вещий сон).

Изготовление фетиша подчиняется определённым канонам. Во-первых, его должен
сделать другой человек, а не сам будущий владелец. Во-вторых, фетиш должен быть
«куплен», то есть должен состояться хотя бы символический «обмен» между
изготовителем «изображения духа» и человеком, для которого он создавался. При
этом имеется в виду не столько возмещение материальных издержек, сколько
стремление обеспечить защиту от недовольства высших сил, которым в наибольшей
степени в этот момент открыт человек.

В различных аспектах жизнедеятельности функцию покровительства, как правило,
осуществляет один и тот же дух-покровитель. Однако создавались и более
«специализированные» духи, «курировавшие» определённый вид занятий или сферу
жизнедеятельности.

Наряду с рукотворными изображениями духов, у манси в качестве семейных
фетишей могут бытовать случайно обнаруженные, необычной формы или необычные по
отношению к повседневной практике предметы. Ими могут стать изделия древнего
бронзолитейного производства, камни, осколки оружия и орудий неолитической
эпохи. Необычность являлась не единственным критерием, определявшим сакрализацию
тех или иных артефактов или природных явлений. Важную роль в этих случаях играл
мотив избранничества – предметы сами «являлись» тем, кого они хотели отметить.
Специально угры никогда не выкапывали древние бронзовые изделия там, где они
знали, что могли это сделать. Подобное отношение исключало мотив узурпации
ценных вещей и находок. Даже случайная некорректность в отношении подобной вещи
оборачивалась опасностью для жизни или благоденствия нашедшего.

Такие реликвии являлись человеку как бы «сверх положенного». По сути это было
знаком особого благоволения со стороны к человеку или группе со стороны
«опознаваемых» в находках или безымянных духов. Такие находки становились пупыга
(семейным духом-покровителем) и передавались по наследству.

Для людей происхождение пупыга имело второстепенное значение по отношению к
его функциям. Имея статус покровителей, они выполняли определённые задачи.
Получив пупыга, человек обретал ощущение собственной встроенности в мыслимый
космический порядок, подтверждал своё соответствие ему. Тем же самым человек
подчёркивал свою принадлежность к социуму, приверженность его мировоззренческим
стереотипам. При этом человек должен был иметь право на обладание пупыга. Только
получение пупыга в установленном традицией порядке позволяло обрести своё место
в системе традиционного религиозного мироуклада.