Местные духи хантов и манси

Vlas and his horse. 2002

Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров. При это
поражает число этих духов, сложная картина их взаимоотношений.

Кроме всеобщих духов, к которым относятся Нум-Торум, Калтась и другие
вышеперечисленные «универсальные» божества, у хантов и манси были широко
распространены представления об особых сверхъестественных божествах, обитающих
на определённой территории или оказывающие влияние на ту или иную социальную
группу. Эти духи в трудах учёных получили наименование «местных» или «родовых».
Эти духи живут везде, где поселился или охотится человек. Основная обязанность
местных или родовых духов – помощь в добыче пропитания. При этом у духов есть
«специализация», то есть одни дают главным образом дичь, другие охраняют оленьи
стада. Они обеспечивают также счастье и благополучие.

Отношение к духу у хантов и манси является «дачеобменным». Человек считает
себя вправе наказать его, если дух недостаточно усердно исполняет просьбы. Чтобы
умилостивить духа, к нему следует относиться соответственно: приносить подарки,
не называть обидными словами, не осквернять местожительство духа. «Дух добр,
милостив и готов помочь, пока человек ведёт себя правильно по отношению к ему.
Разгневанного духа нужно умилостивить, восстановить прежние добрые отношения,
ибо без помощи духа, а особенно при его немилости жизнь становится для человека
задачей, превосходящей его силы».

Особенностью мифологической системы обских угров является то, что местные
духи считаются у них духами-предками, богатырями древних времён. Герой-богатырь
обозначается в фольклоре словами матур, урт (хант.), отыр (манс.), а богатырши –
най (манс.) Кроме того, в их имена включаются термины хой, ики (хант.), хум,
ойка (манс.) в значении «мужчина, старик» или лунк, тонх (хант.), тов (манс.) в
значении «дух», реже торум (манс.) «бог». Героиня, ставшая духом, называется ими
(хант.), эква (манс.) «женщина, старуха, хозяйка».

К наиболее значительным духам этой категории относятся «дети» Торума. В мифах
и фольклоре действуют семь сыновей Торума и одна дочь. Дети были спущены Торумом
на землю для управления делами  людей, и некоторые из них стали местными
духами-покровителями.

У хантов называются следующие дети Торума: Кон-ики «Господин старик»,
Ягун-ики «Юганский старик», Ас-ики «Обской старик», Вой-ики «Звериный
хозяин-старик» и Лар-ики «Низины старик». У северных манси имена семи сыновей
Торума (по старшинству): Полум-Торум «Пелымский Торум», Ас-ях-Торум «Обского
народа Торум», Нёр-ойка «Урала старик», Аут-отыр «Реки Аут богатырь»,
Ай-Ас-Торум «Малой Оби старик», Тахткотль-Торум «Середины Сосьвы Торум» и
младший Мир-сусне-хум «За миром наблюдающий человек».

Следующее поколение выдающихся духов-предков – это дети первых богатырей либо
пришельцы из других мест, а также те, кто при жизни совершил поступки, значимые
для социальной группы, имел большое потомство и т.д. к ним относят исторических
(квазиисторических) богатырей, живших в городках, остатки которых сохранялись до
недавнего времени. Если названные выше мансийские богатыри первого поколения
были спущены с неба, то у хантов богатыри стали почитаемыми духами после того,
как были взяты богом на небо.

В мифах и фольклоре герои-духи фигурируют в разных жанрах: богатыри высокого
ранга (сыновья бога) – в мифах, а герои земного происхождения – в преданиях.
Обычно в конце повествования герой превращается в духа и поселяется в своём
«священном городке».