Огонь и божество огня

Spring sun. 1987

Небесные светила почти не присутствуют в мифах хантов и манси. Напротив,
божество огня занимает в религиозных верованиях обских угров значительное место.

В мифологии огонь фигурирует главным образом в космогонических мифах. Роль
его в сотворении мира, представление о вечности и неуничтожимости огня, образ
жидкого огня – огненного потопа и идея конца мира сближают мифологию хантов и
манси с иранской традицией.

Персонификация огня – богиня, сестра небесного бога Торума Най-сянь, Най-эква
(манс.), Пугос-анки, Най-анки (хант.) – «Огонь-мать». Это женское божество, имя
которого также можно перевести как «героиня», «владычица». Она стоит в одном
ряду с богиней-матерью Калтась. При обращении её именовали «милой матерью»,
«семиязыкой матерью».

Жертвы огню приносили очень часто, ибо и в тех случаях, когда жертвоприношение
осуществлялись в честь других богов, люди никогда не забывали о Най-сянь. При
посещении любого культового места у костра ставили пищу и спиртное. Аналогичным
образом проявляли уважение к огню очага про  жертвоприношении внутри жилища.

Пугос-анки свойственно материнство по отношению к огню. На Вахе отмечен
обычай жертвовать костру красное платье или кусок красной ткани с отверстием в
середине, «чтобы у Анки-Пугoc были дети». Ей же, как и солнцу, приносят в жертву
оленя с красноватым пятном на шкуре. В этом заметно сходство с обрядом родин,
когда завернутый в берестяной туес послед (анки) проносят через огонь,
отправляясь с ним «навстречу солнцу» (к березе, где он будет вывешен с солнечной
стороны).

Распространенными среди восточных хантов именами духа домашнего огня являются
Кот-Ной («Домашний Огонь») и Най-ими («Огня женщина»). У манси дух Огня-матери
именуется Най-щань; святилище огня (Аращ-кан) является сугубо женским и
называется эква-пурлахтын-ма — «земля женского бескровного жертвоприношения».

Под именем Най-ими у войкарских хантов выступает хозяйка ай-вош-ёх
(малого-городка людей). По преданию, она со своим ребенком убегала вверх по реке
от злодея-мужа Выл-послан-ики. Ребенок уставал и Най-ими приходилось делать
остановки. Все места её стоянок стали святилищами. Наконец Выл-послан-ики настиг
свою жену и ударил ее по голове. Озеро, в котором Най-ими обмыла кровь с головы,
также стало священным. На этом преследование прекратилось. Злобный муж вернулся
назад, а Най-ими превратилась в камень на Урале. Её малый образ представляет
собой сам (сердце) из сшитых друг с другом семи черных платьев, а поверх надет
сах и несколько платков с кистями.