Мифология хантов частично изложена в фольклоре

starikkazym

Мифология хантов частично изложена в фольклоре. Его анализ выполнен Н.В. Лукиной (1990). Фольклор отражает представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и духов. В мифах и священных песнях даются указания, как поступать будущему человеку, а подробные описания обрядов являются своего рода инструкциями по их проведению. Фольклор, наряду с реальным бытом, прививал понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздавал картину исторического прошлого. В фольклоре с очевидностью проступают представления об отсутствии резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами; своеобразное понимание пространства и времени как не бесконечного, а расчлененного и вполне регулируемого; древнейшие воззрения на жизнь и смерть, живое и неживое. Сопоставляя фольклор и действительные (актуальные) верования, мы имеем возможность проследить их эволюцию. Научная классификация жанров хантыйского фольклора разработана недостаточно. Трудность заключается в том, что к нему нельзя в полной мере применить систему жанров, выделенную в науке на основе европейского фольклора. Сами исполнители называют следующие категории: моньсь (сказка, сказание), ар (песня), путар (рассказ), моньсюпты (загадка). Они делятся на подкатегории, выраженные дополнительными определениями, и их можно соотнести с принятыми в фольклористике наименованиями жанров. Выделяются подкатегории старинных, или священных сказаний, песен, (=миф), героических песен, сказаний и старинных рассказов (=эпос, предание). Понятие бытовой рассказ (быличка) и бытовая сказка во многом совпадают в народной и научной классификации. Согласно фольклорной традиции хантов, один и тот же сюжет мифа или предания мог исполняться либо в песенной форме, либо прозаической, либо в форме ритмизированной прозы. Показательно, что песенная форма была характерна для ритуальной обстановки, т.е. как бы в присутствии сверхъестественного существа, в честь которого исполнялась песня. Мифологическая песня, по сравнению со сказанием была более канонизирована, в ней лучше сохранялись такие элементы как композиции, сюжетные ходы, функции героев, эпитеты, формулы, параллелизмы. Прозаическое сказание отличается от рассказа степенью художественной оформленности: первое излагают так, как будто читают книгу (быстро, с особой интонацией), с применением особых формул, а рассказ излагается более свободно. Жанровые особенности текста обуславливали место и время их исполнения, а также состав слушателей. Мифы рассказывались довольно редко, обычно на общественных празднествах. Так, мифы о происхождении медведя были составной частью медвежьего праздника. Сакральная часть некоторых мифов была запретной для женщин и детей. Такой для представителей чужой фратрии оставались сказания о происхождении предка и обрядов собственной фратрии. Исполнение героических песен требовало особого воодушевления, поэтому они звучали лишь несколько дней в году: на культовых празднествах, свадьбах. Героические сказания или сказки можно было услышать вечерами, когда все отдыхали. По некоторым сведениям, рассказывать сказки днем было запрещено, но все-таки это практиковалось. Например, их рассказывали, чтобы «укоротить» путь во время длинных переездов на лодке. Детям рассказывали сокращенные варианты больших произведений либо специальные детские сказки. В школах-интернатах дети рассказывают их друг другу по вечерам. В традиционном хантыйском обществе творчество было вплетено в единый жизненный поток, в реалии самой действительности. Слово, фраза также считались не абстрактными, а вполне материализованными, занимающими как и вещь в пространстве свое должное место. В связи с этим считалось недопустимым опускать какие-то детали и заменять их другими, даже если они больше соответствовали сюжетной линии.

Источник http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term.html?act=list&term=581

Добавить комментарий