Медведь

На поросшей высокой травой прогалине в сосновом бору на краю болота темнеют
стены старых хантыйских избушек. К некоторым из них пристроены крытые лабазы на
столбах — значит, когда-то здесь был медвежий праздник. На эти помосты с почетом
помещали медвежьи головы.

Одним
из самых ярких явлений традиционной культуры обских угров на протяжении многих
веков остаются Медвежьи игрища. Добыча медведя (которого иносказательно называют
"Когтистым Стариком") сопровождается особым ритуальным праздником, на котором
представлены все виды искусства: песни, танцы, музыка, сценки. Попасть на этот
праздник непросто. Медвежьи игрища проводятся всего на нескольких территориях,
там, где живы еще старики-исполнители священных песен и танцев. Церемония обычно
длится трое суток, от полудня до утра, с небольшим перерывом на сон.

Медведь для хантов и манси — это не просто пища, а особое ритуальное блюдо. Поэтому в разделке
медвежьей туши, в приготовлении мяса и способах употребления медвежатины большую
роль играют не столько кулинарные приемы, сколько древние табу и религиозные
представления. Не случайно ханты и манси неохотно говорят обо всем, что связано
с медведем.

Как есть медвежатину

Во время медвежьего праздника мясо варили большими кусками в двух отдельных
котлах: в одном — левая половина туши медведя, для мальчиков и мужчин, в другом
— правая, для девочек и женщин. Во время ритуальной трапезы заднюю часть медведя
ставили перед старшей женщиной из семьи охотника, добывшего медведя, а голову —
перед старшим мужчиной из его родни.

Отварную медвежатину отделяли от костей, разделывая на мелкие кусочки, чтобы
сразу можно было взять в рот, Эти кусочки подавали и ели палочками, так как
медвежатину нельзя брать руками, Недопустимо откусывать медвежье мясо или
подрезать его при еде ножом. Жевать его надо было с закрытым ртом так, чтобы ни
крошки не упало на пол. После того, как проглотили кусочек, пальцы и рот
вытирали опаленной стружкой.

По окончании праздника медвежьи кости бережно собирали в берестяные сосуды
или в ящики и уносили в лес и вешали на деревья или специальные столбы. Черепа
хранили в священных срубах или лабазах. Ляпинские манси кости медведя опускали в
озеро. Считалось, что после этого там будет особенно жирный и крупный карась.

Медвежьи клыки почитались сильным талисманом-оберегом, а также средством от
болей в спине. Поэтому их вешали на мужские охотничьи пояса.

Медвежья желчь

Исключительно целебной считается медвежья желчь. При разделке туши медведя
желчный пузырь осторожно извлекают, так чтобы не нарушить его целостности,
перевязывают ниткой и подвешивают под потолком охотничьей избушки. В тепле дома
желчь должна высыхать постепенно, приобретая консистенцию пластилина. Перед
употреблением ее осторожно разминают пальцами, отделяют по небольшому кусочку и
растворяют в воде. Раствор медвежьей желчи принимают натощак.

Тушу разделывали только по суставам, отделяя кости целиком, ни в коем случае
не дробя их и не нарушая их целостности. Кроме того, срезая с костей мясо, часть
его обязательно нужно было оставить на концах, чтобы медведь вновь в свое время
мог облечься плотью. Ни в коем случае не ели сырое медвежье мясо и не
употребляли медвежьей крови. Не ели ни сердце медведя, ни его глаза. Ведь именно
в этих частях, согласно традиционным представлениям, сосредоточена жизненная
сила животного. Разделывали тушу добытого медведя и готовили мясо исключительно
мужчины. Иногда его варили прямо в лесу и приносили домой готовым, угощая
остальных. В поселке медвежатину готовили вне дома, под открытым небом.

Медвежье мясо варили без соли. Если оленину можно есть буквально полусырой,
то медвежатину необходимо проварить основательно, чтобы она ни в коем случае не
отдавала кровью. Еще медвежатину можно есть или сильно провяленной, или сушеной.