Гостеприимство по-угорски

У хантов и манси, обитавших по Оби и в низовьях её притоков (Казым, Сосьва,
Вах, Юган и др.) основными занятиями были рыболовство и охота.

Если приезжали гости или просто останавливались на ночлег незнакомые люди, их
угощали самым лакомым, что было в доме, перед чаем — закуской из строганины,
вяленой икры и рыбы. Варили свежую рыбу или мясо, ставя перед гостями почетные
куски оленьей или лосиной туши — языки, глаза, почки. Это очень древний и
повсеместно распространенный по Сибири и Северу обычай гостеприимства — каждый
путник мог рассчитывать на кров и пищу вдали от дома, платы за это не полагалось.

Большую часть добычи — мясо оленя или лося, глухарей и тетеревов, вынутых из
слопцов, принесенный с реки улов, — разносили всем родственникам и соседям.
Благодаря этому обычаю, в котле каждой семьи всегда были самое свежее мясо и рыба. Их получали те, кто в силу обстоятельств не мог охотиться и
рыбачить самостоятельно: одинокие старики, женщины и дети, оставшиеся без
кормильцев.

Проходя мимо рыболовного запора на реке, путник мог взять из ловушек-морд
рыбу даже в отсутствие хозяев, но лишь столько, сколько нужно для дневного
пропитания. При необходимости разрешалось извлечь тушку глухаря или тетерева из
слопца, взять часть чужого охотничьего запаса, оставив соответствующий знак.

А уж обогреться и переночевать в чужой промысловой избушке мог каждый — для
этого там всегда оставляли запас дров и съестного.

Это отголоски тех форм распределения пищи, которые зародились в древних
охотничьих сообществах. Добыча каждого охотника становилась общим достоянием,
независимо от возраста, пола и реального участия людей в промысле. В суровых
условиях Севера эти обычаи были условием выживания всех — от мала до велика. По
сей день их соблюдают пожилые люди на угодьях и в малых селах.

Оказывается, что за маленький столик, который едва помещается у края нар, "усаживались"
не только члены одной семьи, но и все жители пауля (городка) и даже посторонние люди,
оказавшиеся вдали от дома.