Родовая память. О чём поют телеуты?

Несмотря на то, что телеуты сегодня самый малочисленный народ в Кузбассе, они стараются сохранить свою культуру. И, прежде всего, через творчество. Поэтому среди представителей народа так популярна музыка.

34ffdf70d1d842f745c4b8a284faa62e

Несмотря на то, что телеуты сегодня самый малочисленный народ в Кузбассе, они стараются сохранить свою культуру. И, прежде всего, через творчество. Поэтому среди представителей народа так популярна музыка.

Телеуты считают, что огонь очищает душу, поэтому к нему у них трепетное отношение, и даже существует обряд кормления огня.

Связь с космосом и предками
В небольшой деревне Гурьевского района Шанда, где нет даже школы, основной очаг творчества – сельский дом культуры. Сюда с радостью бегут в выходные ребятишки, с удовольствием приходят взрослые. Поэтому неудивительно, что четыре года назад здесь сформировался фольклорный коллектив «Телекей». Испокон веков для телеутов огромное значение имели предки, семья. Поэтому и название коллектива связано с родовой памятью. Ведь в переводе с телеутского слово «тёль» означает «семя», «род». «Коллектив основал бывший директор ДК Владимир Сатин. И в название он вложил всё самое сокровенное: связь с предками, гармонию с миром и космосом», – рассказывает сегодняшний руководитель коллектива, директор местного дома культуры Маргарита ЕСИНА.

Маргарита Хакимовна, как и другие певцы и музыканты коллектива, мечтает, чтобы её народ знал свои истоки. Мечтает рассказать миру, да и самим телеутам о мудрости, силе и самобытности телеутов. Поэтому всё творчество ансамбля направлено именно на это. Так, в основе – национальный фольклор. Сегодня на сцене исполняют в основном старые песни, которые записываются со слов местных старожилов. Но есть у телеутов и свой гимн, в котором отражена самая главная национальная идея: «Мы сильны, пока мы вместе, и с какой стороны ни придёт враг, мы его победим».
2b55fbec2cf801464452ed0a95228c97

Обращение к природе и деревьям творит чудеса — верят люди и повязывают на ветки цветные ленточки, как сотни лет назад.
Кстати, на первом своём выступлении четыре года назад в Шанде во время празднования национального летнего праздника Пайрам «Телекей» проводил национальные обряды. Например, кормление огня. Эта традиция сохранилась и сегодня. Ведь какой национальный праздник без обрядов? «Конечно, это только стилизация. Ведь настоящие обряды может проводить только шаман, которого сегодня у нас нет. Обычный же человек побоится проводить обряд, потому что это очень опасно. Ведь в основе лежит связь с духами. Незнающий может попасть и к злым духам», — говорит Маргарита Есина. Сегодня, как отмечает женщина, идея единства среди телеутов очень сильна. Поэтому в свой праздник Теле-Каан, который отмечают 2 июля, все селяне собираются на этнической площадке.

Приходилось учиться

Постоянный состав «Телекей» – 12 человек. Недавно в коллектив пришли двое выпускников Кемеровского института культуры и искусств. Ребята талантливые и активные. Алексей Тадыков, например, прекрасно владеет горловым пением «хай», играет на национальных музыкальных инструментах комус и топшур. Как рассказывает Маргарита Хакимовна, иногда участникам коллектива бывает сложно выучить национальную песню, потому что не все знают язык. Поэтому приходится разбирать каждое слово, каждую фразу.

dea48a00d3528b8b7b8412db2e808a38
В сентябре шандинский этнокультурный центр «Телекей» стал лауреатом VII межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Фото: Из личного архива
Кстати, все национальные инструменты, на которых играют музыканты, личные. На них тоже поначалу приходилось учиться играть. «Четыре года назад, когда мы начинали свою творческую деятельность, у нас был хороший учитель – Владимир Иосифович. Благодаря ему мы освоили и игру на национальных инструментах. Я, например, пою с десяти лет (сегодня мне 35), но комус в первый раз увидела, когда стала участницей коллектива», – рассказывает Есина. Костюмы тоже приходится собирать буквально по крупицам. Наряды и обувь отдают селяне, а также шьют и мастерицы дома культуры. Но за основу всегда берут национальный костюм.

В культуре шорцев самыми почитаемыми являются духи предков. Шорская «шаманка». Певица – о горловом пении, шорских духах и творчестве Кстати, в Шанде на базе дома культуры работает и этнокультурный центр с одноимённым названием «Телекей». В прошлом году его участники достойно представили Кузбасс на VI межрегиональном смотре этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Тюмени, стали его лауреатом. Участники показали в Тюмени свои национальные куклы и даже продемонстрировали обряд «Алкыш», что в переводе означает «Благословение». Он направлен на единение всех народов России.
Истоки телеутской песни

Фольклорный ансамбль «Телекей» ещё совсем молодой. Но есть у телеутов и свой «старшина» – бековский фольклорный ансамбль «Солоны» (в переводе означает «радуга»). В 2014 г. он отметил своё 75-летие. Основал коллектив в 1939 г. Константин Челухоев, сельский учитель, самодеятельный поэт, автор многих телеутских песен. Кстати, в 1991 г. коллективу присвоили звание «народный».

Сегодня в репертуаре ансамбля, как рассказали в управлении культуры Беловского района, более 50 произведений. Это обрядовые песни и композиции, бытовые зарисовки, телеутские легенды и ритуальные плачи. Тексты для песен пишут самодеятельные поэты Валентина Шадеева, Наталья Чебелькова, Марина Кушакова. Но в основе, конечно, телеутский национальный фольклор. Его на протяжении многих лет собирали сами участники, записывали и обрабатывали. Также учились играть на народных инструментах: чертме-комыс (двухструнный инструмент), темир-комыс (варган) и бубен. Песни участники поют только на телеутском языке и только в традиционных костюмах.

«Поющая жемчужина»
Долгое время коллективом «Солоны» руководила Наталья Чебелькова, которая в настоящее время является начальником отдела национальной политики Беловского управления культуры. Кстати, земляки и телеутские певцы называют Наталью Николаевну «поющей жемчужиной». Как признаётся сама женщина, пела она с самого раннего детства. В детстве по соседству с её семьёй жил Кузьма Баксарин, один из последних телеутских сказителей. Слушать его сказания собирались все деревенские ребятишки.

«Когда училась в пятом классе, меня за хорошую учёбу наградили путёвкой в пионерский лагерь «Орлёнок». Я тогда первый раз выехала за пределы своего села и впервые, можно сказать, увидела мир широко открытыми глазами. Увидела другие культуры, другие традиции. Это просто перевернуло моё сознание. Я поняла, что такое родная культура и что её нужно ценить». А через три года Наталья поехала в «Артек» и стала участницей всероссийского слёта туристов и краеведов. Там школьница рассказала о своём народе, спела национальные песни. И заняла первое место. Это, конечно, повлияло на то, что свою жизнь Наталья Николаевна решила связать с творчеством. Женщина всегда кропотливо собирала и записывала телеутские песни, подбирала репертуар для ансамбля «Солоны». Кстати, по её инициативе в ансамбле восстанавливают уже забытые и утерянные образцы национальной одежды, головных уборов и музыкальных инструментов.

Источник http://www.kuzbass.aif.ru/culture/rodovaya_pamyat_o_chyom_poyut_teleuty

Добавить комментарий