В Марий Эл завершился очередной цикл осенних молений

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Самые многочисленные и массовые моления марийцев проходят осенью. При этом при назначении дня молений стараются учитывать лунный календарь. В течение последних трех недель на растущую луну в Марий Эл прошло более двадцати молений в священных рощах. Это были деревенские, окружные и всенародные моления.

Вот, например, моление в Арборской роще Мари-Турекского района проходило, как говорят марийцы, «с тремя кострами», посвященными Мер Юмо, Шочын Ава, Курык Кугыза. Организаторы определили моление как окружное – тиште. Ведь сюда собрались жители близлежащих деревень и их разъехавшиеся родственники. Кстати эту очень красивую, возвышающуюся над всей арборской долиной рощу (можно сказать классического вида) вновь открыли для молений в 2010 году. До этого в ней не молились 52 года. Когда открывали рощу и проводили соответствующие ритуалы, нашли девять молельных кострищ и несколько старых топоров. Они и сейчас хранятся там же в роще.

И в деревне Чашкаял рощу вновь открыли для молений лишь в 2010 году. С тех пор осеннее моление здесь проводят ежегодно. Этому способствует также то, что в деревне появился свой карт Александр Мокеев. Шесть лет назад он начинал лишь как помощник, но уже через три года ему доверили самому вести весь ритуал.

А вот в деревне Кугу Шокшем по словам местных жителей моления не прерывались никогда – ни в царские, ни в советские годы. Наверное, это от того, что место это труднодоступное и тихое, куда недосуг было добираться ревнителям «благочестия». Ежегодно проводятся деревенские моления в Куэр ото. И раз в три года – Тӱня кумалтыш в Тумер ото. В этом году на Тӱня кумалтыш собрались как обычно не только жители деревни, но и их родственники, живущие в дальних краях. «Это особенное событие в жизни, происходящее раз в три года, которого я всегда жду с большой радостью и всегда приезжаю», — рассказала нам одна из молящихся, приехавшая издалека.

Вениамин-кочай (Березин Вениамин Емельянович), которому 82 года, имеет здесь абсолютный авторитет. Строго не разрешает фотографировать во время моления. Все его указания исполняют молодые помощники. Кроме него картов больше в округе нет, поэтому позвали из других мест еще двоих – к Курык Кугыза и Тӱня Юмо. А сам он молился у Шочын Ава.

В тот же день 9 октября молодежь Шинура еще только готовила свою рощу к молению, которое запланировано на воскресенье через неделю. Деревенские парни и мужики убирали упавшие деревья, хворост, готовили дрова. Эта роща внесена в охранный реестр Республики Марий Эл, о чем свидетельствует информационный указатель около входных ворот.

Заключительный день молений этого цикла пришелся на 16 октября. В этот день в разных местах Марий Эл проходило сразу несколько молений.

Самое крупное из них – это Тӱня кумалтыш в Варангужской роще Моркинского района. Молились с пятью кострами – Поро Ош Кугу Юмо, Мланде Ава, Шочын Ава, Мер Юмо, Кугурак. Так как и здесь местных картов не хватает, также как и в других местах, заранее договорились, что за каждый костер будут отвечать карты из того или иного района. Моление было объявлено как всенародное, была дана информация в СМИ. Поэтому на него кроме местных жителей и их приезжих родственников, собралось много богомольцев из других районов, Йошкар-Олы, и, даже, из других регионов.

Варангужская роща имеет статус «тӱня». Моления здесь проходят один раз в три года. Она известна тем, что в 1827 году здесь проходило грандиозное моление, собравшее более 5000 марийцев из разных губерний. Местные активисты во главе с картом Георгием Архиповым проявляют большую заботу о роще – кроме обычной чистки от валежника, установили указатели, устанавливают вокруг рощи ограждение.

Следующий цикл осенних молений начнется в конце октября с новолунием. Самым крупным событием этого периода станет большое моление в роще «Шорното» у д. Тумьюмучаш Куженерского района 6 ноября.

Mariuver.com

Добавить комментарий