Таёжные жители представили свои культурные традиции в Хабаровске

Ульчи Хабаровского края выживают, по их словам, благодаря традициям и привычкам предков

Коренной народ нижнего Амура  — ульчи представили в Хабаровске свою культуру. В концертном зале краевой филармонии состоялся большой праздник маленького северного народа.

a6196a883dc5c1d9e186d4305c0b7d05
День ульчской культуры Фото: АиФ / Ольга Аполонова

Муханэ и рыбья кожа

В Ульчском районе коренного населения осталось чуть меньше 2,5 тысячи человек. Однако густая тайга, полноводные реки, и удалённость от цивилизации помогают ульчам выжить: добывать пропитание, строить жилища и сохранять свои традиции.

— Три творческих коллектива из посёлка Булава танцевали на празднике ульчские танцы, — рассказала «АиФ» Галина Веткан, руководитель народного фольклорного ансамбля «Гева» (рассвет) и детского образцового фольклорного ансамбля «Хоса». – Мы стараемся всеми силами привлечь детей, чтобы познакомить их с национальной культурой, научить традиционным песням, танцам, рукоделию. Разговариваем с родителями, бабушками, дедушками. Ходим в школу. Считаю, традиции наших предков не утеряны. Только язык свой мы подзабыли, но сейчас восстанавливаем, как возрождали когда-то национальную кухню и обряды.

e7ceaa7fb5572410a3f2ef3d8c7a6251
Мастер класс по использованию лыж Фото: АиФ / Ольга Аполонова

Фойе концертного зала превратилось на день в творческую лабораторию ульчского народа. Здесь учили играть на берёсте, варгане (ульчи называют его муханэ) и бубне; делали незамысловатые обереги и игрушки; плели особые пояса. Знакомили с секретами выделки рыбьей кожи и особенностями национальной резьбы по дереву. Возле мастеров рукоделия постоянно толпились гости праздника. Не важно, русский ты, татарин, украинец — приобщиться к духу далёких северных людей хотелось каждому. Когда дело дошло до дегустации блюд – в ход пошли ручки и блокноты для записи рецептов.

— Мы приготовили двадцать с лишним национальных блюд, и это ещё мало, — уточнила Галина Веткан. — Всё приготовлено из экологически чистых продуктов, выращенных у нас в огородах, добытых в лесах и реках нашего района. Вот картофельная тала. Сырой картофель режется вручную тончайшими дольками, как чипсы, а затем превращается в соломку. Потом отваривается в бульоне с хрящами от рыбьих голов с добавлением приправ, и получается хрустящая тала. Ещё очень вкусное блюдо из рыбьих шкурок «Моси». У нивхов тоже такое есть, только называется «Мось».

Неожиданно было для жителей современного города, привыкших к изыскам кулинарии, видеть на столе ульчей блюда из жёлудей, простых луговых и таёжных трав. Ими до сих пор питается северный народ, и это действительно вкусно.

0c7d3aa9a8762df8ef8e602554d4d98a
Гости активно интересовались кухней ульчей Фото: АиФ /Ольга Аполонова

Жизнь по законам предков

— Мы свою кухню чтим, — с гордостью сказала ульчанка. – Культура наша сохранена. Мы учимся у старожил, которых, к сожалению, всё меньше и меньше, передаём знания своим детям. Наши мужчины перед охотой и рыбалкой обязательно совершают обряд поклонения духам тайги и воды. Это большой ритуал, который непременно помогает. У нас не потеряны корни.

Дружит народ со своими соседями — нанайцами. Они тоже участвовали в праздновании Дня ульчской культуры.

— Это же наши ближайшие сородичи. Мы живём в середине Амура, а они ниже нас живут, — заметил гость праздника нанаец Иван Андреевич. — Много схожего у нас, но вот орнаменты на одежде и коврах разные. Сразу можно отличить нанайский он или ульчский. У нанайского народа орнамент обогащён узором и сложней, а у ульчей чуть скромнее. Особенно это видно по рисункам и вышивкам на халатах.

Коренное население Ульчского района, центром которого считается село Богородсое, живёт в девяти населённых пунктах. Ловит рыбу, охотится, собирает дикоросы, выращивает овощи и скот. Живут в этом крае самобытные писатели, поэты и художники, чьё творчество известно далеко за пределами их северной земли.

Источник http://www.hab.aif.ru

Добавить комментарий