Право на промысел

fish-bПотребность рыбной отрасли в промысловых мощностях и возможность российских верфей по строительству новых судов обсуждались на совещании, которое провел 6 августа заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Несмотря на то что вопрос о выделении «квот под киль» не был внесен в повестку, эта тема неоднократно поднималась в процессе обсуждения в качестве меры для снижения стоимости судна и стимулирования развития отечественного судостроения.

Сегодня «квоты под киль», получившие в новой редакции Закона «О рыболовстве…» название «квоты господдержки», становятся ключевым вопросом рыбной отрасли в свете предстоящего распределения водных биологических ресурсов. До 2018 года действует так называемый исторический принцип распределения квот, который долгое время сохранял «статус-кво», обеспечивая рыбаков гарантированным промысловым лимитом на годы вперед. Обратной стороной медали этой «стабильности» стали моральный и физический износ флота, превышение максимального нормативного срока эксплуатации (30 лет) у более чем половины российских судов.

Принцип «квоты под киль» означает получение определенного процента от разрешенного общедопустимого улова (ОДУ) в зависимости от параметров рыбодобывающего судна. Такой принцип действует, например, в Японии, США и ряде стран Евросоюза. Камнем преткновения становится механизм сочетания «исторического принципа», который основан на расчете среднегодового вылова промысловой компании, и дополнительных квот, которые государство планирует выделять тому, кто построит рыболовное судно в России.

С одной стороны, «квоты под киль» призваны стимулировать развитие отечественного судостроения, поскольку квоты прикрепляются к новому судну, а в случае его продажи переходят к новому владельцу. Это позволяет избежать старой болезни российского рыболовства – «рантье», которые владели квотами, но промыслом не занимались, перепродавая свои лицензии другим судовладельцам. С другой стороны, сразу встает вопрос, как перераспределить квоты добычи водных биоресурсов, чтобы хватило всем участникам промысла – ученым на научно-исследовательские цели, коренным народам Севера – для прибрежного и промышленного рыболовства.

Принцип «квот под киль», который позволит обеспечить заказами отечественное судостроение, предложили правительству Минпромторг и Минсельхоз еще в 2012 году. При этом обязательным условием получения квоты должно стать российское происхождение судна. Обязательство строить суда на российских верфях уже взяли на себя дальневосточные рыболовы, которые на днях направили письмо о поддержке выгодного для отрасли решения президенту Владимиру Путину.

В письме, которое подписал генеральный директор «Русской рыбопромышленной компании» (РРПК) Андрей Тетеркин, речь идет о необходимости внедрения «дополнительной мотивации со стороны государства», которая позволила бы компании реализовать проект по строительству крупнотоннажного флота. «Являясь крупнейшим добытчиком минтая в РФ, «Русская рыбопромышленная компания» готова начать совместно с другими ведущими компаниями отрасли реализацию пилотного проекта по строительству 15 крупнотоннажных траулеров для промысла минтая на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне общей стоимостью около 60 млрд руб. в виде прямых частных инвестиций», – говорится в обращении.

В качестве мотивации и «для обеспечения окупаемости инвестиций» РРПК предлагает целевое закрепление за новыми судами квот на вылов водных биоресурсов. Так, чтобы построить первые 15 судов, компания просит «зарезервировать в ежегодно устанавливаемом государством общем допустимом улове до 300 тыс. тонн минтая в виде целевой «квоты под киль» (от ОДУ минтая на 2015 год 300 тыс. тонн – это около 17%).

Также в письме предлагалось «закрепить за российскими рыбопромысловыми компаниями, которые успешно завершат строительство новых судов в РФ, дополнительные квоты на вылов ВБР на 25 лет (в размере 20 тыс. тонн минтая на каждое новое крупнотоннажное судно в Дальневосточном бассейне) с обязательством судовладельца выделить необходимые объемы квоты для обеспечения окупаемости нового судна из уже имеющейся у него квоты, предоставленной государством в 2008 году на основании «исторического принципа».

По оценкам специалистов, стоимость постройки одного крупнотоннажного траулера – 40–70 млн долл., и профинансировать его с нуля практически невозможно. Единственный способ реализации амбициозной задачи обновления флота за счет строительства современных высокотехнологичных судов – это «совместное финансирование» за счет собственных средств компаний и государственной поддержки в виде закрепления «квоты под киль» на срок окупаемости судна.

Как заявляют «НГ» в РРПК, надежды на «исторический принцип» как достаточную мотивацию для обновления рыбопромыслового флота не оправдались. «Без дополнительного стимулирования и четкого контроля за 11 лет его применения в России построены единицы судов и ни одного крупнотоннажного траулера. В рамках предлагаемой программы планируется резервирование части общей квоты на вылов биоресурсов за отечественными рыбодобывающими компаниями, занимающимися промышленным рыболовством, построившими на российских верфях суда для рыбодобычи. Квоты выделяются компании-судовладельцу под каждое судно, построенное в соответствии с определенной Минпромторгом на основании постановления правительства минимальной спецификацией на российской верфи, спущенное на воду и зарегистрированное в Российском регистре судов», – сообщил директор по корпоративным коммуникациям «Русской рыбопромышленной компании» Илья Власенко.

На вопрос об источниках будущих резервных квот представитель РРПК сказал, что их можно получить несколькими путями. Во-первых, «за счет изъятия в законном порядке квот у российских предприятий, находящихся под контролем иностранных лиц». Илья Власенко заявил, что, по оценочным данным, годовой вылов рыбы 12 корейскими компаниями, скрыто владеющими российскими рыбодобывающими предприятиями на Дальнем Востоке, составляет порядка 100 тыс. тонн. Во-вторых, за счет «квотных рантье». Директор РРПК по корпоративным коммуникациям напомнил, что в проекте поправок в Закон «О рыболовстве…» предусматривается механизм расторжения договора для неэффективных пользователей. Кроме того, есть также свободные неосваиваемые объемы и возможность уменьшения значительно завышенной квоты добычи ВБР для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

В октябре 2015 года состоится заседание президиума Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Рыболовы надеются, что идеи развития судостроения за счет формы государственной поддержки с помощью квот найдут поддержку у участников совещания.

«Квоты господдержки, которые вошли в законопроект по внесению изменений в закон о рыболовстве, подготовленный Минсельхозом России и Росрыболовством, судостроители рассматривают как существенный стимул», – говорят в Федеральном агентстве по рыболовству. В октябре планируется утвердить окончательный механизм распределения ВБР на 10- и 25-летний период, соответственно по «историческому принципу» и «квотам под киль».

Источник http://www.ng.ru/economics/2015-08-20/4_fish.html

Добавить комментарий