Кумандинцы Бийска возрождают свои старинный обряды

kum_1«Праздник плодородия» состоялся 4 сентября 2014 г. вп.Нагорный, месте компактного проживания кумандинцев. Врамках праздника был проведен старинный обряд испрашивания плодородия «Коча Кан».

Праздник прошёл в теплой дружественной обстановке, невзирая на пасмурную погоду. В этом году к празднованию присоединились кумандинцы  Солтонского района.

kum_2По поселку прошел Коча кан (человек в  костюме  Коча Кана — в маске из бересты, берестяном колпаке  с посохом)  с помощниками с благоположеланиями. Хозяева дома, по обычаю одарили подарками Коча-кана и его спутников. За это им пообещалось пополнение семейства и приплод скота, увеличение богатства.

В это время, на месте празднования готовили  угощения для всех жителей поселка и их гостей ( в этом году шеф повар был  мужчина).

А гости, в числе которых были две этнофольклорные группы — «Одычак» из  с.Шатобал, Солтонского района и  «Айрычак» из г.Бийска, пели старинные кумандинские песни для жителей и гостей  поселка Нагорный.

К празднику жители поселка совместно со  своими детьми  подготовили выставку из  своих  поделок из даров природы.

Для детей была  подготовлена и проведена викторина членом городского Совета, жительницей поселка Сарачакова Надеждой.

kum_4После обхода поселка, Коча Кан со спутниками произвели кропление приготовленных продуктов национальной кухни, затем он поделился с людьми неиссякаемой жизненной мощью, пожелал всем пополнения семейства и увеличения богатства.

Национальная кухня была представлена в большом ассортименте: отварного  мясо баранины, конины; праздничного обрядового  блюда «Тутпаш» — квадратные кусочки пресного тесто сваренные в  конском жирном  бульоне; кумандинских лепешек, ватрушек. А также стол пополнился продукты, собранными «Коча-каном» и его спутниками.

Дегустация национальной кухни самое радостное для детей мероприятие. Возраст детей, участвовавших в   празднике 2-х лет до 14 лет. Есть надежда у кумандинцев,  что молодое поколение будет дальше возрождать и  сохранять  традиции своего народа.kum_6Завершилось  празднество песенным  состязанием, своеобразным  хоровым пением, называемое «тамыр».   Каждая группа старалась перепеть другую. Поэтому песни были не только складными, но и остроумными, чтобы трудно было ответить соответствующей песней.  Победила дружба.

Большое спасибо за организацию праздника членам Совета уполномоченных кумандинцев Алтайсколго края: Шахову Константину, Сарачакову Владимиру, Федотову Владимиру; председателю  городского Совета уполномоченных кумандинцев Кухтуековой Галине; членам городского Совета: Сарачаковой Надежде, Кузьменко Галине.

Выражаем благодарность кумандинцам  г.Бийска, без их  активного участия  не  состоялась бы  дегустация национальной кухни: Петухову Виталию, Набутовой Валентине, Сарачаковой Ирине, Ханмагомедову Шех-Кириму. Юдановой Любови, Кастараковой Евдокие, Петухову Геннадию, Теберековой Ольге.

Отдельное  спасибо, Алексеевичу Никифору Савиновичу, несмотря на  свой  день  рождения, ему исполнилось 83 года,  принял   участие   в празднике  и выступил  в роли Коча Кана.

Огромная благодарность членам  этнофольклорных групп, «Одычак» и «Айрычак», которые  весь  день   создавали  праздничное  настроение, своими  кумандинскими песнями  разгоняли дождевые тучи.

Совет уполномоченных кумандинцев Алтайского края благодарит администрацию г.Бийска за предоставленную финансовую помощь на проведение  праздника и за   включение праздника-обряда «Коча Кан» в план ежегодных мероприятий.

Валентина Кастаракова, председатель АРОО «Объединение кумандинцев Алтая»

Справка:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Коча-кан (Кочуган) — в мифологии алтайцев — божество, дух, обитающий на одном из слоёв неба (первом или седьмом), который характеризуется эротическими чертами.

Рассказывают, что он вначале был обыкновенным, но распутным человеком, за что и был заброшен одним шаманом с земли на седьмое небо. По другой версии, он был блудливым шаманом и забрался на небо, спасаясь от врагов, где и остался. В третьем варианте — Коча-кан родился от дочери Ульгеня, соблазнённой сильным шаманом. С образом Коча-кана связан осенний праздник. Осенью, после уборки урожая из зёрен ячменя готовили брагу (позо) для кропления духу-хозяину двери Караш-бию и эротическому божеству Коча-кану с просьбой дать благополучие и здоровье семье, приплод скоту. Коча-кан, спускаясь на землю, воплощается в кама или человека и устраивает игры, которые отличались особым неистовством и разудалой весёлостью, сопровождались неприличными жестами сексуального содержания. Шумная толпа, состоящая из молодых парней, мужчин и ребятишек сопровождала человека, который изображал Коча-кана, пели песни эротического содержания, собирали пожертвования от жителей. Женщины старались прятаться от игры в Коча-кана. Празднество продолжалось в течение 2—3 дней. Вечером, когда заканчивался праздник, делили съестные припасы между участниками игры. На Коча-кане была надета берестяная маска и остроконечная берестяная шапка. Этот обряд проводили кумандинские роды, которые почитали Коча-кана.

Источник http://batanifund.org/index.php?option=com_content&view=article&id=1445%3A2014-10-09-02-40-15&catid=6%3Arussiannews&Itemid=32&lang=ru

Добавить комментарий