Ханты и манси быть выгодно


В Российской Федерации проживает около тридцати коренных малочисленных народов общей численностью около 200 тысяч человек. Коренные малочисленные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями, око­ло 75% их населения проживает в сельской местности.
Коренные малочисленные народы Севе­ра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ханты и манси – два родственных на­рода. В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автоном­ного округа из года в год возрастала доля приезжего населения – коренные малочис­ленные народы Севера сегодня составляют не более 2% всего населения округа.
Исторически сложившаяся система расселения коренных малочисленных на­родов Севера за последнюю четверть века претерпела значительные изменения, обус­ловленные, главным образом, разработкой месторождений нефти и газа. Появление новых городов и рабочих поселков вызвало рост численности городских жителей, повы­сило миграционную подвижность коренных малочисленных народов Севера, которая зачастую имела вынужденный характер.
В целом по округу растет численность городских жителей среди народов Севера. В 1979 г. численность составила 4424 чел., в 1989 г. – 6788 чел., в 1999 г. – 11109 чел.
В пределах обширной Тобольской гу­бернии, составной частью которой явля­лась нынешняя территория Ханты-Мансий­ского автономного округа – Югры, в конце XIX века проживало 22,5 тыс. чел. остяков (ханты), 6,0 тыс. самоедов (ненцы) и 4,5-6,0 тыс. вогулов (манси).
Приполярная перепись 1926-1927 гг. выявила в примерных границах округа (Бе­резовский, Кондинский, Самаровский и Сургутский районы по административному делению на 01.01.1927) 15 105 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. Смомента этой переписи можно проследить динамику численности корен­ных малочисленных народов Севера округа до настоящего времени.
Вплоть до начала 90-х годов числен­ность ханты, манси и ненцев оставалась стабильной, что обусловило на фоне быс­трого роста населения округа, особенно в 70-80-е годы, неуклонное снижение их доли в общей численности населения окру­га с 41% в 20-е годы до 1,5-2% в настоящее время.
коренное население перебирается в города Основные изменения в численности коренных малочисленных народов Севе­ра за этот период времени были связаны с урбанизацией территории округа, кото­рая вольно или невольно способствовала увеличению числа горожан среди корен­ных малочисленных народов Севера за счет миграции сельских жителей в города и рабочие поселки. Вследствие этого шел процесс постепенного сокращения абсо­лютного числа и удельного веса сельского национального населения, доля которого в округе уменьшилась с 97% в 1939 г. до 65% в 1989 г. Если брать в разрезе отдельных национальностей, то самыми урбанизиро­ванными являются манси – 41% их предста­вителей проживал в городских поселениях (1989 г.), доля горожан среди ханты и не­нцев – 31% Ханты и манси быть выгодно Наиболее значительные изменения в численности коренных малочисленных на­родов Севера округа произошли в первой половине 1990-х годов – тогда наблюдался быстрый рост их численности.
Увеличение численности коренных ма­лочисленных народов Севера по районам округа в этот период было вызвано, глав­ным образом, искусственными причинами т.к. оно шло в результате смены нацио­нальности, в связи с оказываемыми мера­ми государственной поддержки со стороны государственных органов исполнительной власти, которые продолжают получать представители коренных малочисленных народов Севера.
Самая высокая доля и абсолютное чис­ло лиц, поменявших прежнюю националь­ность, приходится на Кондинский район. Для этого района характерны наибольший удельный вес этнически смешанных семей и уровень метизации населения по сравне­нию с другими районами округа.
Необходимо подчеркнуть двоякую роль этнически смешанных браков, которые, с одной стороны, приводили к размыву на­циональной общности, с другой стороны, молодое поколение, которое отожествляло себя с коренным этносом, способствовало росту национального самосознания. Мно­гие представители национальной интелли­генции являются выходцами из этнически смешанных семей.
Всего 8% коренного населения ведут традиционный образ жизни По данным Департамента здравоохра­нения автономного округа по состоянию на 31.12.2008 г. численность коренных ма­лочисленных народов Севера составляет 30 450 человек, из них: ханты – 17 955 чел, манси – 10 630 чел., представители других национальностей, относящихся к коренным малочисленным народам – 713 чел. На протя­жении последних пяти лет удельный вес чис­ленности коренных малочисленных народов Севера по отношению ко всему населению автономного округа составляет около 2 %.
Несмотря на небольшую численность и незначительный удельный вес в насе­лении, коренные малочисленные народы Севера широко расселены по территории автономного округа. В сельском населении отдельных муниципальных районов они занимают значительный удельный вес, так в Березовском районе – 22,3%, в Кондинс­ком районе – 16,0%.
По данным уполномоченных органов по вопросам малочисленных народов Севера муниципальных образований автономного округа по состоянию на 31.12.2008 г., чис­ленность коренных малочисленных народов Севера, проживающих в городских округах и городских поселениях составляет 13 625 чел., в сельской местности (сельских посе­лениях) составляет 16 980 чел., из них ве­дут традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природополь­зования 2 440 чел., что составляет 8,0% от всей численности КМНС.
По совокупным данным уполномочен­ных органов по вопросам малочисленных народов Севера муниципальных образо­ваний автономного округа и Департамен­та здравоохранения автономного округа, структура населения из числа коренных малочисленных народов Севера по состоя­нию на 31.12.2008 г. состоит из следующих возрастных категорий: l дети до 14 лет – 9 218 чел. – 30,3% от всей численности КМНС;
l дети от 14 до 17 лет – 2 058 чел. – 6,8%;
l трудоспособное население -15 782 чел. – 51,8%;
l старше трудоспособного возраста – 3 392 чел. – 11,1%.
На протяжении последних лет наблюда­ется тенденция положительного естествен­ного прироста коренных малочисленных народов Севера, проживающих на террито­рии автономного округа. По данным Депар­тамента здравоохранения автономного ок­руга в 2008 году коэффициент рождаемос­ти среди КМНСоставил 23,5 промилле, что на 3,1 больше соответствующего показате­ля 2004 года, коэффициент естественного прироста КМНСсоставил 14,8 промилле, что на 5,0 больше соответствующего пока­зателя 2004 года.
Права коренного населения В конституции Российской Федерации впервые обозначены права коренных ма­лочисленных народов. Выделяются они и в ряде федеральных законов (о земле, недрах, животном мире, особо охраняемых террито­риях и др.), а также в конституциях, уставах и законах субъектов федерации. Федераль­ный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации”1 от 19 июня 1996 г. определяет, например, коренные малочисленные народы Севера, как типичные малочисленные этнические общности: алеуты, долганы, кеты, ненцы, ханты, манси, чукчи и т.д., всего по перепи­си населения 1989 г. их 26.
Специфика их правового статуса вы­ражается в предоставлении определенных прав и льгот. В частности, в политической сфере создаются юридические предпосыл­ки для более широкого участия коренных народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Это делается путем установления специальных квот представительства в органах власти за счет формирования избирательных округов с меньшей численностью населения, обра­зования национальных поселений, предо­ставления права законодательной инициа­тивы этническим объединениям и т.д.
В экономической сфере принимаются меры по развитию традиционной хозяйс­твенной деятельности с созданием терри­торий традиционного природопользова­ния, установлением особых режимов при­родопользования, выделением бюджетных ассигнований на поддержание народных промыслов, проведением приватизации предприятий Севера с учетом интересов коренных народов, предоставлением дота­ций и льгот по налогообложению предпри­ятиям, занимающимся традиционными для этих народов видами деятельности, и т.д.; в социально-культурной сфере предпри­нимаются усилия по сохранению духовных основ коренных народов с государственной поддержкой развития родного языка и литературы, этнических средств массовой информации, соответствующих научных исследований с введением национально- региональных компонентов государствен­ных образовательных стандартов, предо­ставлением определенных гарантий пред­ставителям этих народов при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.
Можно констатировать, что в настоящий момент есть понимание существа проблем коренных народов, сообразно которым предпринимаются меры государственной поддержки, включающие помимо прочего необходимые права и гарантии. Однако некоторые общественные организации коренных малочисленных народов Севера высказывают по этому поводу претензии. Например, в их Заявлении от 4 марта 1996 г. выдвигаются требования о налаживании особого переговорного процесса меж­ду Правительством России и народами Севера, в ходе которого предполагается обсудить вопросы о закреплении за ними права на землю в пределах территории их исконного проживания, о выплате компен­сации за ущерб, нанесенный этим землям, о выделении лицензий на разработку и ос­воение месторождений углеводородного и минерального сырья, о создании корпо­раций, способствующих экономическому развитию северных народов, об учрежде­нии института Уполномоченного по правам народов Севера, о квотированном предста­вительстве в федеральных и региональных органах власти и т.д.
Сдругой стороны, наблюдается оп­ределенное противодействие подобному процессу правовой спецификации. При­мер тому – Федеральный закон “Остатусе коренных малочисленных народов”, при­нятие которого затянулось уже более чем на пять лет. Его очередной вариант в июне 1996 г. не был одобрен Советом Федера­ции. При этом в числе прочих приводились следующие доводы: нет дискриминации, значит, отсутствуют основания для до­полнительных гарантий; льготы нарушают равноправие граждан; неравенство по национальному признаку способно вызвать социальную напряженность.
Это свидетельствует о разнообразии взглядов и подходов к проблеме прав ко­ренных малочисленных народов. Ее опти­мальное решение зависит от правильно выбранных точек отсчета и ориентиров.

Источник http://www.ugra-news.ru/

Добавить комментарий