Изучать русский язык на Крайнем Севере мешает плохой интернет и местные бюрократы.

IMG_2777мРусский язык является главным государственным языком на всей территории России. Современная национальная, языковая и образовательная политика правительства РФ направлена на то, чтобы коренные малочисленные народы, проживающие на территории 28 субъектов Российской Федерации, сохраняя свой статус и традиции, смогли стать полноправными участниками общественной жизни страны. А это невозможно без знания русского языка — средства межнационального общения народов Российской Федерации.

В рамках решения этой задачи государственной важности в Российском новом университете (РосНОУ) начался второй этап реализации проекта «Организация мероприятий и проведение переподготовки и повышения квалификации в сфере русского языка как неродного учителей малокомплектных начальных или неполных средних школ с моноэтническим составом школьников в регионах расселения малочисленных народов Севера на основе применения информационно-коммуникационных (дистанционных) технологий».

Реализацией проекта, осуществляемого по заказу Министерства образования и науки  РФ в  рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы, занимается творческий коллектив, в состав которого входят представители РосНОУ, Казанского федерального университета (КФУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского института открытого образования, МГУ и других вузов.

Как отметил проректор РосНОУ по научной работе Евгений Палкин, университет, за последние годы самостоятельно и в контакте с другими вузами РосНОУ выполнил около двух десятков проектов в сфере русского языка. Разработаны различные формы дистанционного обучения, методические материалы, подготовлены кадры, созданы технические возможности.

— Реальное положение с русским языком в регионах, особенно на Севере, не такое хорошее, как можно было предполагать,— отметила руководитель проекта, декан факультета гуманитарных технологий Ольга Иванова. — Далеко не везде уровень подготовки преподавателей соответствует современным требованиям. Школы зачастую малокомплектные, то есть один учитель преподает и физкультуру, и географию, и математику, и ещё параллельно русский. И это при том, что русский язык является государственным, формально все выпускники школ должны сдавать ЕГЭ. Но на местах те люди, которые должны по должности нам помогать: руководители институтов повышения квалификации, директора многих школ, в том числе малокомплектных, заявляют: «Нам не нужно повышение квалификации, у нас проблем с русским языком нет».

— Проблема преподавания русского языка в северных школах очень актуальна, — считает профессор РГСУ Руслан Хайрулин. — До сих пор не существует универсальной методики преподавания родного языка и русского представителям северных народов. Проблема в том, что у них мышление эмоционально-образное, поэтому традиционные способы преподавания здесь не работают.

В необходимости особого подхода к национальным школам уверена и Ольга Иванова:

— Нужна особая методика. Невозможно учить детишек, которые дома и в деревне говорят на своем родном языке, по той же методике, по которой мы учим детей в Москве, это очевидно.

Кроме того, дистанционно работать с Крайним Севером сложно. Во-первых, там плохая связь, нестабильный интернет, а во-вторых, необходимо учитывать специфику менталитета северных людей. Мы несколько раз пытались проводить в прямом эфире лекции, видеоконференции, но преподаватели русского на местах очень сложно входят в дистанционный режим. А вот в формате самостоятельной работы работают хорошо. Поэтому мы передаем учебные материалы через резидентов-представителей на местах. У нас есть представители в Якутии, Ямало-Ненецком округе, Тыве, Коми, на Камчатке.

Результатом первого этапа реализации проекта стала разработка (РосНОУ при участии авторов из КФУ) программ и методических рекомендаций по переподготовке и повышению квалификации учителей малокомплектных школ, расположенных в регионах компактного проживания народов Севера. Причем речь идет не о традиционной переподготовке: все мероприятия проекта реализуются дистанционно.

Добавить комментарий