Коренные народы обеспокоены планами властей создать Госкомпанию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока


Коренные народы обеспокоены планами властей создать Госкомпанию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока

Коренным народам Сибири и Дальнего Востока стало по-настоящему страшно за будущее своих народов и своих детей после того, как они прочли в СМИ информацию о проекте закона о создании Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Еще страшнее стало после того, как прочли сам проект закона.

Федеральный закон будет регулировать реализацию инвестпроектов под эгидой Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Амурском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе.
16 субъектов (60% территории России) будут частично выведены из-под федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве.
Законопроектом для Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока и ее проектов вводится особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами, существенно упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения. госкомпания может получить «без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных
процедур права пользования недрами и лесными ресурсами на участках, необходимых для реализации инвестпроектов». В частности, госкомпания сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые.
При этом в документе подчеркивается, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее «в установленном порядке».
Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно президенту России. Именно он согласно законопроекту должен назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора.
Граждане РФ, участвующие в проектах, получат господдержку (им будет оплачиваться проезд к месту работы, выдаваться единовременное пособие на обустройство при переселении, компенсации на аренду жилья в течение срока трудового договора, но не более года), а иностранцы — льготный порядок оформления работы, проживания и получения гражданства. Отдельный законопроект предусматривает внесение поправок в соответствующие федеральные законы, которыми устанавливается приоритет перед ними закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока».

О сегодняшних простых жителях Сибири и Дальнего Востока, об их экологической, экономической и социальной безопасности в проекте не сказано ни слова.
О коренных малочисленных народах, об их законных интересах и правах в этом законопроекте совершенно забыли.
Никто, ни в проекте федерального закона, ни в публикациях о нем, не вспомнил о коренных малочисленных народах, и не только о них, а обо всех тех, кто в Сибири и на Дальнем Востоке ведет традиционный образ жизни, чье жизнеобеспечение зависит полностью от состояния природных ресурсов и права доступа к ним.
Таких в Сибири и на Дальнем Востоке России наберется многие сотни тысяч человек, чье жизнеобеспечение полностью зависит от традиционного скотоводства, включая оленеводство, разведения аборигенных пород скота, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла, собирательства.
Это, по крайней мере, 20 коренных малочисленных народов: эвенков, эвенов, долган, селькупов, кетов, сойотов, тувинцев-тоджинцев, юкагиров, чукчей, коряков, ительменов, нивхов, орочей, ороков, ульчей, негидальцев, нанайцев, удэгейцев, тазов, малочисленные локальные группы которых, находятся на грани этнического исчезновения, со всех сторон зажимаемые новыми «правообладателями» природных ресурсов, и гвардиями их подрядчиков и рабочих. В таком же положении находятся сельские группы якутов, бурят, тувинцев, ведущих традиционный образ жизни, и многочисленные локальные сельские группы славянских и неславянских старожилов Сибири и Дальнего Востока.
По Конституции, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Но о механизме исполнения этого конституционного полномочия органов государственной власти не упоминается в законопроекте.
Законопроект не предусмотрел того, как сельские жители Сибири и Дальнего Востока будут выживать и адаптироваться к новым условиям, диктуемым законопроектом, когда в любой момент их пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, места сбора дикоросов, никак за ними юридически не закрепленные, могут по воле Госкомпании и Президента, без всякого обсуждения с их естественными пользователями, стать площадками для промышленного освоения природных ресурсов.
Похоже, это никого не интересует.
А ведь, не закрепленными за коренными малочисленными народами земли, традиционно ими используемые и необходимые для жизнеобеспечения, стали по произволу Правительства, которое 11 лет упорно не исполняло Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Закон это, кстати говоря, был подписан Президентом В.В. Путиным 7 мая 2001 г. в день его первой инаугурации.
Территории традиционного природопользования (далее ТТП) по этому Закону могут образовываться на землях всех категорий и защищены статусом особо охраняемых природных территорий, на которых запрещается деятельность препятствующая осуществлению традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Земли, входящие в ТТП, могут изыматься для государственных и муниципальных нужд при условии предоставления равноценных земель и компенсации ущерба, причиненного таким изъятием.
Правительство РФ, в чьи полномочия входит образование территорий традиционного природопользования и утверждение их границ, не создало за 11 лет ни одной территории традиционного природопользования, несмотря на многочисленные обращения о создании таких территорий, последовавшие после принятия этого закона.
Теперь это многолетнее неисполнение федерального закона можно расценивать как предумышленный саботаж выполнения государственными органами власти своих полномочий по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Теперь нет ТТП – нет и связанных с ними проблем для государства и госкомпании.
А ведь, федеральные законы «О территориях традиционного природопользования» и о «Гарантиях прав коренных малочисленных народов» и являются теми механизмами, которые должны защитить права коренных малочисленных народов, а также лиц к ним не относящимся, но ведущим традиционный образ жизни.
В законопроекте ни территории традиционного природопользования, ни коренные малочисленные народы, ни лица, ведущие традиционный образ жизни, ни их права даже не упоминаются. По законопроекту «О развитии Сибири и Дальнего Востока» переговоры о соглашениях и возмещении ущерба будут вестись только с юридическими пользователями земель, каковыми коренные малочисленные народы в подавляющем большинстве не являются.
Но и другие сельские этнические группы Сибири и Дальнего Востока, старожилы, потомки первопроходцев и крестьян, осваивавших эти суровые края, и по сей день ориентированные на традиционный уклад жизни, перед лицом грядущего «развития» оказались не в лучшем положении. Большинство из них использовали земли и природные ресурсы сначала «по обычаю», потом как работники колхозов, совхозов, госпромхозов. Их не информировали, что у большинства кормивших их земель и природных ресурсов появились новые юридические владельцы, по результатам конкурсов и аукционов, проводимых в столицах.
Теперь о дальнейшей судьбе тех угодий, где они пасли скот, охотились, рыбачили, собирали грибы, ягоды, Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока будет разговаривать с этими юридическими пользователями, скорее всего в Москве, Питере и других крупных городах, где и живут новые владельцы.
Вся логика реформы законодательства вела к тому, чтобы появился этот законопроект о регулировании взаимоотношений госчиновников, промышленных олигархов и крупных землепользователей поверх голов простых граждан, живущих на этой земле, берегущих ее и питающихся от нее.
Законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока» носит явно антиконституционный и антисоциальный характер. Законопроект противоречит законодательству о правовом статусе коренных малочисленных народов, природоохранному законодательству, «Основам государственной политики в области экологического развития России до 2030 года».
Законопроект должен быть представлен на всенародное обсуждение, в особенности в тех субъектах Российской Федерации, на которые распространяется его действие.

Ольга Ануфриевна Мурашко
Экологический портал ecodelo.org

Добавить комментарий