Божества народов ханты и манси

По представлениям ханты весь мир делится на три части: Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный) миры.
Небесным миром правит верховный бог Нум-Торум (сын создавшего мир: Курс-Торума); подземным — его брат Куль; в среднем мире живет множество разных богов и духов — сыновей и дочерей, а также других родственников Нум-Торума, например Най-ими — богиня огня, Тылащ-ими — месяц, Мув-анки — мать-земля, Янь-щут-ики — хозяин воды и др.
Нум-Торум — верховное божество, владыка неба, податель дневного света, охранитель морали и правопорядка. Он достал из нижнего мира солнце и луну. В сказках его не всегда называют по имени, а употребляют эпитеты Большой бог, Великий бог, Светлый бог, Золотой свет, Верхний мир и т. д. Часто Нуми-Торум изображается как величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущий на «седьмом небе» в огромном светлом доме, полном богатств. Так, в сказке «Ими хили» он живет в золотом доме, ставит на стол гостю «золотую» еду. В его доме хранятся сосуды с живой и мертвой водой и с водой для наводнений. Нуми-Торум из своего дома наблюдает за землей через отверстие в небосводе. Во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце (см., например, сказку «Хантыйская сказка»).
В сказках он часто предстает как Небесный отец, седовласый и седобородый старик, дающий герою сказки добрые советы и помощь (см., например, сказку, «Похатур» ).
Пай-Ими — богиня огня. Представляется в виде семиязычной женщины в красном платье; во многих мифах требует возмездия за нарушение традиционных запретов, связанных с огнем. С огнём обращались почтительно и заботливо, ему приносили жертвы. С помощью огня угадывали будущее, на огне клялись, огнем или дымом отпугивали злых духов.
Йинк-ики — водяной царь, дающий людям рыбу. Он обитает в устье Оби на территории ненцев. Под водой у него есть город, в котором он живет со всей своей семьей. Именно он посылает людям в назначенное время рыбу. В сказке «Младшая дочь Солнца» его образ несколько трансформируется, и он предстаёт перед нами как Мужчина с Длинной Шеей, во власти которого находятся воды рек и озёр.
Ими Хили — сын Нум-Торума, властелин людей. В одноимённой сказке о нём прямо говорится: «Ими хили и сейчас над нами хозяин». Часто его называют и другими именами: сын золотого света, сынок женщины, бабушкин внук. Он младший сын Нум — Торума и часто отправляется в путешествия, во время которых с ним происходят разные приключения:он борется с Мэнками и побеждает их благодаря своей хитрости и изворотливости; он совершает разнообразные подвиги, чтобы жениться на царской дочери. Ими хили — покровиитель и защитник людей, он приходит на помощь в трудную минуту и восстанавливает справедливость. Это он обучил их промыслам и дал им важные знания и необходимые навыки. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные растения и животных, велел птицам прилетать летом на Север.
Мэнки — это первые люди, неудачно созданные Нум-торумом из лиственницы и убежавшие в лес. Считается, что они живут там и до сих пор. то великаны, похожие на людей, но у них заострённые головы, которых может быть от одной до семи, густые брови, железное тело, длинные когти. Тела их неуязвимы; слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил; победить такого великана можно только хитростью. Часто мэнки описываются как людоеды и оборотни. Они большие и сильные, но глупые и неумелые.
Мощ и Пур — это названия двух родов (фратрий) у обских угров. Согласно мифу, первая женщина фратрии Пур была рождена медведицей, съевшей растение порых. Древние люди Пур в сказках иногда изображаются жестокими людоедами (в отличие от Мощ) и часто отождествляются с Мэнками.
Предками Мощ считались добрые духи Миш. Их священные животные — гусь, лягушка, лошадь.
Исследователи предполагают, что деление на фратрии отражает происхождение обских угров: фратрия Пур восходит к местному племени таёжных охотников, а Мощ — к пришельцам с юга, коневодам.
Согласно другим преданиям, фратрии Пур и Мощ восходят к двум группам древних богатырей, одни из которых питались варёным, другие — сырым мясом.
У каждой фратрии был собственный центр: у ПурВежакоры, у МощБелогорье. Существовал запрет на заключение брака внутри одной и той же фратрии. Мужчина Мощ мог жениться только на женщине Пур, и наоборот. В сказках представители этих родов (чаще всего женщины) — соперничают и даже враждуют между собой.
В таком виде фратрии представлены у манси и северных ханты. У восточных ханты зафиксированы три фратрии — Бобра, Лося, Медведя.
Кроме всеобщих богов, у народа ханты имеется также большое количество местных богов, которых также глубоко почитают и которым поклоняются. Так, в сказках встречаются Вут-ими и бог Пашит.
Вонт утат — лесные духи. По представлениям ханты леса и реки населены разнообразными духами, которые не всегда доброжелательны по отношению к человеку (Кар-ики, Кар-ими). В сказках о них говорится иносказательно, прямо они не всегда называются, потому что упоминать про них опасно: ведь считалось, что они могут услышать и навредить человеку.

Источник: http://xant.net.ru/bojestva/bojestva.htm

Добавить комментарий